Соборное
уложение получило продолжение при Петре I (1672–1725). Россия стала
империей. Если раньше государство и Церковь шли вместе, то теперь
Церковь оказалась в более подчиненном положении.
В 1721 году,
став императором, Петр I упразднил должность патриарха, Церковью
руководил коллегиальный орган – Святейший правительствующий Синод.
Синоду были даны права высшей законодательной, судебной и
административной власти в Церкви, но осуществлять эту власть он мог
только по воле государя. Все постановления Синода выходили под контролем
императора. Председателем Синода был президент в епископском сане.
Все
эти изменения были зафиксированы в «Духовном регламенте». В 1721 году
была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Синода. Должность
патриарха и церковные соборы были преданы забвению на 200 лет. При Петре
I Церковь, включенная в государственный механизм, оказалась всего лишь
ведомством, «ответственным» за религиозную благонадежность и
нравственность подданных императора.
Этот период, продолжавшийся до 1917 года, называется синодальным периодом.
Церковные земли.
С потерей патриаршества Церковь потеряла организационную
самостоятельность и вслед за этим лишилась хозяйственной
самостоятельности. 26 февраля 1764 г. Императрица Екатерина II
(1729–1796) подписала манифест о секуляризации (передаче государству)
церковных земель и населявших их крестьян. Этот манифест окончательно
упразднил церковное землевладение в России. Церковь была переведена на
государственное обеспечение. К концу царствования Екатерины II субсидии
Церкви составили одну восьмую тех доходов, которые они могли бы иметь.
Секуляризация больно ударила по монастырям, которые теперь были разделены на штатные и заштатные.
Монахи штатных монастырей находились на содержании государства, но
численность их была ограничена. Штатные монастыри были разделены на три
класса с установлением определенного штата монахов: для лавр – не более
101 человека, 1-й класс – не более 33 монахов; 2-й класс – не более 17 и
3-й класс – не более 12 человек.
Заштатные монастыри были на самообеспечении, им оставили небольшие сады, огороды и пастбища.
В
результате этой реформы пришли в запустение многие обители. Численность
же монашествующих сократилась с 11000 до 5 450 человек. Конец XVIII
века стал временем кризиса русского монашества.
К середине XIX
века духовное образование в Российской империи было представлено
уездными духовными училищами, выпускники которого могли поступить в
семинарию. Духовная семинария давала знания церковных дисциплин, а также
полное среднее образование. Семинарии выпускали священников и диаконов,
каждая для своей епархии. Духовная академия (их было четыре) давала
высшее образование.
Выдающимся ученым и проповедником этого
времени являлся митрополит Московский Филарет (1782–1867). Под его
непосредственным руководством был выполнен перевод Библии на русский
язык. Он также составил катехизис – краткое изложение
православного вероучения в форме вопросов и ответов, ставший настольной
книгой для многих поколений священнослужителей. Именно Филарет составил
текст императорского Манифеста об освобождении крестьян,
провозглашенного в 1861 г. (отмена крепостного права).
Когда
русское монашество тяжело переживало последствия секуляризации церковных
земель, в Греции и других православных странах ширилось движение за
возрождение древних принципов монашеской жизни. Одним из ярких его
деятелей стал преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794). Уроженец
Полтавы, он с юности странствовал по монастырям в поисках обители, где
монахи вели бы совершенную жизнь. Сначала в Молдавии, затем в Афоне
вокруг него стали собираться ученики, с ними он вернулся в Молдавию и
основал там несколько монастырей. Эти обители держались на личном
общении руководителя, именовавшегося старцем, со своими
учениками. Каждый исповедовался ему о своих искушениях, трудностях,
сомнениях. Преподобный Паисий является автором перевода с греческого на
церковнославянский язык монашеской хрестоматии «Добротолюбие», в которую
включены наиболее значимые произведения православного монашества. Его
ученики достигли России и возродили монастыри, основанные на
«старческом» руководстве.
Одним из самобытных и значимых
в российском подвижничестве был русский святой Серафим Саровский
(1759–1833). Монашество он принял в Саровской пустыни. После 20 лет
затворничества он начал принимать монахов и мирян. Каждого приходившего к
нему за духовным советом он встречал словами: «Радость моя! Христос
воскрес!» Серафим напомнил своим современникам, что цель христианской
жизни состоит в общении с Богом. Наиболее известным был старец
преподобный Амвросий (1812–1891). К нему люди шли толпами, молодые и
старые, богатые и бедные, дворяне и крестьяне.
Благодаря
подвижникам о церкви стали писать В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л.
Н. Толстой, Н. В. Гоголь. Появилась православная общественность.
Вопросы и задания