Православие
и Византию связывает древняя история. Именно здесь сформировалось
Православие, и именно Византию называли Христианской империей, с 330
года Константинополь стал столицей империи, а в 313 году (за семнадцать
лет до этого) были прекращены гонения на христиан, и Христианство стало
государственной религией.
Изменилось и отношение простых людей к
государству, которое стало выразителем христианских идеалов. Постепенно
византийцы начинают осознавать свою империю как образ (икону) царства Божьего на земле.
Император Византии автоматически становился покровителем Церкви и
защитником веры. Под его председательством созывались Вселенские соборы.
Впервые
законодательно основы веры были заложены при императоре Константине, но
наибольший размах и развитие они получили при императоре Юстиниане
(483–565). Он блестяще выиграл военные экспедиции в Азию, Африку и
Италию, одновременно распространяя на захваченных территориях
православную веру.
При Юстиниане началось грандиозное церковное
строительство. Главный храм Византии – символ ее могущества и веры собор
Святой Софии построен именно при нем. Также был утвержден принцип
взаимоотношений Церкви и империи. По этому принципу Церковь должна
молиться об императоре и его подданных, а император должен заботиться о
Церкви и охранять правую веру. Этот принцип в дальнейшем распространился
на все государства с православной верой.
В эпоху Юстиниана появился и законодательный сборник «Номоканон». В нем совмещены законы Церкви, изданные императорами (номос – закон), и церковные правила – каноны.
Каноны
регулируют как всю церковную жизнь в целом, так и жизнь каждого
отдельного христианина, а также наказания за церковные преступления.
Именно
в Византийской империи достигло расцвета церковное искусство
(архитектура, иконопись, поэзия), появились своя литература и система
образования.
В церковной культуре Византии переплелись две
традиции: античная литература, искусство и философия, с одной стороны, и
раннехристианская традиция с палестинским и сирийским наследием – с
другой.
Церковная литература Византии богата громкими именами:
Афанасий Александрийский, отстаивавший представление о единстве Бога
Отца и Бога Сына. Он же написал впервые житие святого о преподобном
Антонии Великом – основателе египетского монашества; Святитель Василий
кесарийский писал догматические сочинения. Его перу принадлежат
«Шестиднев» о шести днях творения; его же брат Григорий Гисский –
философ – диалектик; Григорий Назианзин – проповедник и философ; Иоанн
Златоуст – выдающийся проповедник, получивший свое прозвище за
удивительный ораторский дар. Всех их чтит не только Православная
Церковь, но и католическая, они стояли у самих истоков развития веры.
После них было еще много выдающихся людей, отдавших все знания развитию
православной веры. Самыми яркими из них являются: Евсевий кесарийский,
написавший 10 книг «Церковной истории»; Максим исповедник – философ –
мистик; Иоанн Дамаскин – поэт и полемист; Федор Студит – проповедник,
Симеон Богослов – поэт-мистик.
Монашество в Христианстве.
Появившись в Египте и Палестине в IV–VI вв., монашество стало играть
заметную роль в жизни империи. Влияние монашества возросло в эпоху
иконоборческих споров, когда монахи отстаивали иконопочитание и
распространяли эти идеи во всех слоях населения империи. В самих
монастырях существовали школы, переписывались религиозные книги,
изготовляли церковную утварь и иконы. Монастыри распространились потом
повсюду. Самыми известными являются Афонские монастыри, появившиеся
одними из первых в христианском мире.
Афон – центр византийского монашества – находится на полуострове Халкидина в Греции, его еще называют Святая гора.
Афон – излюбленное место монахов древности – к концу X века стал
монашеской республикой, где были представлены все народности православия
(греки, болгары, грузины, русские, сербы). По преданию, Афон находится
под покровительством Богородицы, и называют его уделом (владением)
Божией Матери. Другим женщинам запрещено находится на Святой горе. Все
монастыри Афона – мужские.
Имена многих русских деятелей
монашества связаны с Афоном. Здесь начинал свой путь основатель русского
Киево-Печерского монастыря Антоний. Отсюда приехал в Россию известный
духовный писатель XVII века Максим Грек. Здесь провел многие годы
восстановитель русского монашества XVIII века Паисий (Величковский). В
наши дни на Афоне существует 20 монастырей, множество скитов и келий, где
живут отшельники – одиночки. 17 монастырей из них – греческие, по
одному – русский, сербский и болгарский. Подчиняются все монастыри
патриарху Константинопольскому.
В Православии, кроме Священного
Писания и проповеди, важное место занимает церковное песнопение. Обычно
оно посвящено отмечаемому в данный момент празднику. Церковная поэзия
обширна и многообразна, даже сам император Юстиниан пробовал себя в
поэзии, написав посвященное Иисусу Христу песнопение «Единородный Сын».
Большие поэтические произведения называются кондак и канон. Первым автором кондака был Роман Сладкопевец, составивший песнь о Богоматери.
Крупное
многострофное произведение, произошедшее от древнего кондака и
исполняемое стоя, называется акафист. Акафист и канон – неотъемлемая
часть православного богослужения.
Закат Византийской
империи начался в 1204 г., когда крестоносцы захватили столицу. В 1261
году византийцы освободили Константинополь, империя была восстановлена,
но подняться до прежнего уровня так и не смогла. Последующие 200 лет она
потихоньку угасала под неотвратимой угрозой захвата со стороны турок.
Императоры Византии вступили в переговоры с римскими папами о союзе (унии) Православной
и католической Церквей. По унии Православная Церковь должна отдать
верховенство Римскому папе, сохраняя только свою богослужебную практику.
В конце концов уния была заключена, но последствия этого оказались
трагическими для самой Церкви и верующих. Договор с «латинянами» они
считали позорным, что привело к расколу общества. Но, если империя и
ослабевала с каждым годом, Православная Церковь приобрела еще большее
влияние среди народов.
Константинополь пал в мае 1453
года. Турки захватили Византийскую империю. Дальнейшая история
Православного Христианства уже связана с национальными Церквами, где
одно из важных мест будет занимать Русская Церковь.
Вопросы и задания