Со
времени царствования Василия III в Россию по приглашению правительства
приезжало много иностранцев-архитекторов, врачей, ученых, купцов и
военных. Выходцы из Германии, Шотландии и Скандинавских стран, они
принадлежали к различным протестантским течениям. Другие протестанты
оказывались военнопленными, захваченными в ходе войн, которую вела
Россия то с поляками и литовцами, то с Ливонским орденом. С 1560 г. в
Москве существовала лютеранская община, а с 1576 года – Лютеранская
Церковь. В XVII в. Появились первые реформатские общины в Москве,
Архангельске, Вологде, Ярославле. При Петре I число иностранцев
увеличилось еще больше. Почти все они были выходцами из протестантских
стран Севера Европы. А в XVIII–XIX вв. Их число возросло с
присоединением к России территорий, принадлежавших Швеции и Речи
Посполитой. В правление Екатерины II для освоения Поволжья и
Причерноморья были приглашены переселенцы из Западной Европы. В 1832 г. Николай I учредил в России Евангелическо-Лютеранскую Церковь, в юрисдикцию которой входили и реформатские общины. Российская
империя гарантировала протестантам гражданские права и свободу
богослужения, но была запрещена миссионерская деятельность, а дети от
смешанных браков должны были воспитываться в традициях Православия.
Русским запрещалось переходить в другие конфессии. Только в 1905 году в
России была объявлена свобода вероисповедания. Однако еще до 1905
года в России велась активная нелегальная миссионерская деятельность
протестантских направлений среди русских. Впервые баптистские общины в
России появились в 1850-е годы в Финляндии, а в 1860–1870-е гг. – среди
русского населения Поволжья и Кавказа. В 1884 г. образовался Союз
русских баптистов. В 1870 году проповедник лорд Гренвиль Редстон
распространил идеи баптистов. В Петербурге его последователи развернули
активную проповедь среди рабочих в центральных губерниях России и стали
называть себя евангельскими христианами. В 1909 году
был учрежден Союз евангельских христиан. В 1886 году в Крыму швейцарский
проповедник Луи Конради основал общину адвентистов седьмого дня.
Стараниями миссионеров это течение быстро выросло, и в 1908 году был
учрежден Адвентистский российский союз. После революции 1917 года
Советская власть к протестантам относилась терпимо, в 20-е годы XX века
они даже получили некоторое распространение. В 1930 году начались
гонения. В 1944 году путем слияния евангельских христиан и баптистов был
образован Всесоюзный совет евангельских христиан – баптистов (ВСЕХБ),
признанный Советским государством. В 1945 году к ним присоединились
пятидесятники. Не вошедшие в этот союз общины баптистов и других
конфессий оставались на нелегальном положении и преследовались вплоть до
начала перестройки. В постперестроечный период протестантизм
возродился. В России зарегистрировано 5 лютеранских Церквей, появились
общины методистов, квакеров, пресвитериан и других направлений. В России
насчитывается около 1 млн. Протестантов. Начиная с XVI века
протестанты, издавая религиозные книги на национальных языках страны
проживания, способствовали росту культуры и грамотности населения. В
дальнейшем они издавали и другие книги, в основном протестантского
характера. Организовывали воскресные школы для детей бедных прихожан,
собирали пожертвования для издания и обеспечения их книгами. 1. Когда и как возникли протестантские организации в России? 2. Какова судьба протестантских организаций после Октябрьской революции и на сегодняшний день? 3. Отношение протестантов к образованию. 1. Библия. Любое издание. 2. Энциклопедия для детей. Религии мира. Том 6, 1–2 ч. «Аванта», Москва, 2006. 3. Народы и религии мира. Под ред. Тишкова В. А. Ни «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2000. 4. Королева Марго. Дюма А. Любое издание. 5. Дэн Браун. «Код да Винчи», «Ангелы и Демоны». Любое издание. |