Протестантские
течения появились в XVI веке. Исследования текста Библии в эпоху
Возрождения и текстов св. Августина привело немецкого монаха ордена
августинцев Мартина Лютера (1483–1546) к неожиданному заключению: Вера
оправдывала за денежное пожертвование людей, независимо от совершенных
преступлений. В Германии было широко организовано распространение
индульгенций за деньги. Лютер обнародовал 95 тезисов против индульгенций
31 октября 1517 года. Эта дата считается началом Реформации. Лютера
обвинили в ереси, но он продолжал критиковать церковные установления,
по его мнению, не соответствовавшие Писанию: абсолютную власть папы,
разделение на духовенство и мирян, монашеские обеты, почитание святых и
их мощей, паломничество. Он считал, что абсолютным авторитетом может
быть только Писание, что только крещение и Евхаристия основаны Иисусом
Христом. В делах совести, по Лютеру, христианин подчиняется
только Богу, а гарантами внешней, «телесной» свободы являются светские
власти. Местных князей Лютер признал «высшими епископами»,
ответственными за преобразования на их территориях «согласно Евангелию».
В 1521 г. Лютер был отлучен от Церкви, однако некоторые немецкие князья
и вольные города поддержали его и начали Реформацию. Старые церкви
закрывались, их имущество переходило в собственность светских властей. Лютер
ввел в богослужение употребление немецкого языка, сам написал слова и
музыку к некоторым гимнам. В 1529 году император карл V потребовал от
князей империи преследовать ересь Лютера и восстановить католическое
богослужение. 5 князей и 14 вольных городов заявили протест, отказавшись в делах совести подчиниться большинству. Их впервые и стали называть протестантами. Этот конфликт привел к войне протестантов и католиков, которые закончился Аугсбургским религиозным миром (1555). Он признавал протестантизм. Князья получили право определять религию своих подданных: «чья власть, того и вера». Реформу
на лютеранских началах провели также короли Скандинавских стран. Только
в Швеции и Финляндии было сохранено апостольское преемство епископов.
Пасторы в лютеранстве избираются общиной, разрешены облачение
духовенства, использование свечей и церковная живопись. Реформатство.
В Швейцарии возникло сразу два протестантских направления.
Последователи обоих течений объединились и образовали направление,
называемое кальвинистским (французский богослов Жан Кальвин). За ними в
Европе закрепилось название Реформатских Церквей. Они не признают
реального присутствия Христа в Евхаристии, что помешало их объединению с
лютеранством. Также Реформатские Церкви не допускают использования
особых облачений духовенства. В храмах нет изображений, органа и
колоколов. Согласно реформатским богословам, Бог по своей воле,
не постижимой для человека, предназначил одних к вечному проклятию, а
других, «избранных», – к спасению. Человек, считают они, не способен
изменить решение Бога ни своими действиями, ни покаянием. Только жизнь,
соответствующая заповедям, служит внешним признаком того, что человек
действительно «избран». Кальвинизм призывает к крайнему аскетизму,
скромности в еде и одежде, отказу от театральных зрелищ и народных
празднеств, сдержанности в проявлениях веселости. Церковь
кальвинистов в Женеве – это союз самоуправляющихся общин
(пресвитерианское устройство). В каждой общине пастор и несколько
старейшин, избираемых общиной, составляли консисторию, которая
занималась моралью (следила, чтобы общественная и личная жизнь верующих
подчинялась церковным правилам). Преступления против церковной
дисциплины и вероучения карались вплоть до смертной казни. В XVI
веке Реформатские Церкви появились во Франции где их приверженцев
называли гугенотами. Между гугенотами и католиками началась война
(1562–1594), в итоге которой гугеноты получили широкие свободы. Но в
1685 году король Франции Людовик XIV отменил мирный договор, и гугеноты
вынуждены были эмигрировать в Нидерланды, Германию, Великобританию и
Америку. В Нидерландах реформаторы участвовали в борьбе за
независимость этого государства от католической Испании. Завершилась
Тридцатилетняя война победой и Вестфальским миром 1648 года, официально
утвердившим существование в составе Священной Римской империи не только
католических и лютеранских, но и реформатских территорий. Арминиане.
Яков Арминий (1560–1609), богослов из Голландии, считал, что Христос
умер за всех людей, а не только за «избранных». Он считал, что человек
по своей воле может принять или отвергнуть спасительную Божью благодать.
Человек может потерять эту благодать за свои грехи. Реформаты осудили
учение Арминия, и его последователи вынуждены были эмигрировать.
Преследования их закончились в 1625 г. Они образовали свою Церковь (их
также называют ремонстрантами). Анабаптисты (крестящие
повторно) считали неправильным и недопустимым крещение младенцев и
полагали, что люди, крещенные в младенчестве, должны быть заново крещены
во взрослом возрасте после покаяния и исправления жизни. Анабаптисты
воспринимают окружающее общество как лежащее во зле. Одни группы
анабаптистов (швейцарские братья) были противниками ношения оружия, а
также противниками клятв и присяг, поэтому не могли нести
государственную службу и старались жить отдельно от остального
«нечестивого мира». Согрешивших изгоняли из общины. Другая группа
анабаптистов – онокалиптики – убеждены, что скоро наступит Апокалипсис,
мир, лежащий во зле, окончит существование, на землю вновь придет
Христос, наступит тысячелетнее царство праведников. Анабаптисты –
апокалиптики нередко полагали, что Царство Божие можно и должно быть
установлено при помощи насилия. Для них характерно убеждение, что они
находятся под водительством Святого Духа и получают указания от Него во
время сна. Поэтому их еще называют спиритуалистами (от лат.
духовенство). Некоторые анабаптисты отказывались от авторитета Библии в
пользу пророческих снов и видений, исходящих от Святого Духа. 1. Почему некоторые князья и вольные города поддержали Мартина Лютера? Аугсбургский мир в судьбе протестантов. 2. Каковы идейные основы реформатства? 3. Каковы идейные основы анабаптистов и отношение к государству? |