Как и в Древней Греции, религия в Древнем Риме сформировалась в городах. Сама история Рима охватывает 1200 лет.
В
III в. до н. э. Рим покорил всю Италию, а затем огромные территории,
став громадной империей. Религия Рима вобрала в себя много элементов
религии жителей средней Италии этрусков, жителей Малой Азии и греков.
Вначале римская религия не знала мифов (они позднее развились под
воздействием греческой мифологии, не было ни семьи богов, ни разницы и
главенства между ними). Всякий предмет, состояние предмета, всякая
сторона человеческой жизни, любая часть дома имела собственных богов. В
земледелии были свои боги, в скотоводстве – свои и т. д. Их называли
нумины. Со временем нумины превратились в богов. Главным из них стал
Юпитер (бог неба, грозы и света), наподобие греческого Зевса, Марс (бог
войны) – греческий Арес, Квирин (бог мира), Янус – двуликое божество
дверей и ворот, Фавн – бог сельской жизни, Веста – богиня очага, Юнона –
защитница жизни и государства, Минерва – богиня разума и
покровительница ремесел.
У древних римских богов не было своего
Олимпа, им поклонялись в рощах – дубовых, буковых, миртовых. При
обращении к римскому божеству необходимо было точно назвать имя, если
этого не происходило, божество наказывало обращавшегося.
Кроме
этого, римляне поклонялись духам: девам – каменам (или карменам) – духам
источников, семонам – хранителям посевов, ларам – хранителям людей,
пенатам – хранителям дома.
Центральное место в древнеримском
культе занимали гадания и жертвоприношения. Любое начинание требовало
гадания, всякое несчастье – жертвоприношения.
Главным религиозным
центром Рима стал капитолийский храм и верховным богом – Юпитер
капитолийский. Он был царем богов и с помощью совета богов решал все
дела. Юпитер был символом мощи Рима и единства его народа, покровителем
императоров. Ему, как богу побед, посвящались триумфы и часть военных
трофеев.
Одной из важнейших черт древнеримской культуры был
практицизм – римляне всегда руководствовались целесообразностью
(необходимостью). Они всегда обращались к божествам с целью обеспечения
своих конкретных земных дел.
Загробным миром мертвых руководил
Дис Патер. К этому же миру принадлежала Церера – богиня вечера, а также
духи – предки. Духи умерших могли быть добрыми или вредоносными. Для
этих духов совершались обряды и приносились жертвы.
Отдельного
сословия жрецов в Древнем Риме не существовало, как и в Древней Греции.
Жрецами вначале служили избранные граждане Рима, но с 300 г. до н. э.
Ими стали избираться и простые люди. В некоторых городах жрецы
избирались пожизненно.
Очень важное место в религии Древнего Рима
занимала коллегия понтификов (лат. – строящий мост между богами и
людьми). Коллегия понтификов вела контроль за другими коллегиями, ведала
составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, а также давала
заключения при гаданиях. Она состояла из 12 человек и возглавлялась
выбираемым пожизненно Великим понтификом. Его власть распространялась на
всех, и он первоначально был единственным судьей и хранителем
календаря.
Коллегия жрецов-гадателей тоже имела большое влияние в
Древнем Риме. Ни одного дела римляне не предпринимали, не узнав волю
богов.
Во II в. до н. э. был сформирован «римский миф», главная
цель которого – создать во всех слоях общества уверенность в избранности
Рима как владыки мира. Согласно мифу, история Рима – это заранее
предначертанная ему богами судьба мирового господства. Миф создавался
философами, писателями, поэтами, политиками, прославлял римских царей,
полководцев и героев.
При императоре Августе зародился миф
«культа императора», которому была предписана божественная сила.
Императоров стали уподоблять Солнцу, их изображали в солнечных лучах или
в сопровождении Солнца.
Со временем население Римской
империи перемешалось с завоеванными народностями, с которыми в Рим
пришли боги Римских колоний, обычаи и традиции. Повсеместно строились
храмы ранее незнакомым восточным божествам – Митре, Осирису, Исиде,
матери богов Кибеле, древнееврейскому Яхве. Новые боги сливались со
старыми. Также с Востока шло учение об астрологии, магии, тайных
культах.
Постепенно, разными путями религии Древнего Рима
приходили к поискам единого бога, который мог бы дать счастливую жизнь
на земле и по заслугам – после смерти.
Вопросы и задания