Одновременно
с древнеегипетской на рубеже конца IV и начала III тысячелетия
формировалась другая великая цивилизация – в Месопотамии,
располагавшейся в междуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак). Ее
основателями были шумеры и поселившиеся позднее аккадцы. На этой
территории в разные времена процветали Шумеро-Аккадское, Старо– и
Нововавилонское и Ассирийское государства. Богов в
Месопотамии было около 3000. Каждая община, род, город имели своего
главного бога, но 4 из них считались также великими богами. Самыми
могущественными, носившими титул «царей богов и людей», были Ан – бог
неба и его сын Энлиль – повелитель воздуха. Позднее титул «царей
богов» носили боги столиц новых месопотамских держав: Мардук (бог
Вавилона), Акшиур (бог Ассирии и ее столиц). Самым добрым богом был бог
океана и пресных вод Энки. Четвертой великой была Нинхурсаг, богиня –
мать. Великие боги Месопотамии, в отличие от египетских, обычно имели человеческий облик. Правда, Энки изображался с рыбьим хвостом. Боги и люди.
Создание людей представляли по-разному. Мифы передают, что люди
вырастают из земли или что их вылепили из глины. Сходились мифы в одном:
боги сотворили людей для того, чтобы те кормили их жертвами и избавили
от забот по добыванию еды. Считалось, что боги способны предопределить
судьбу любого существа и любой вещи. Почитание богов обещало в
награду житейские блага, непочтение – неминуемую кару. Были и другие
взгляды: боги далеко и капризны, что почитать их бессмысленно. Личный бог.
Простой человек с великими богами не общался: за него это делал
посредник – его личный бог – покровитель. Прежде всего почитали личного
бога, он был добр и удачлив. В каждом доме была глиняная фигурка личного бога. Загробный мир. Смерть жители Месопотамии представляли в виде крылатого чудовища Намтар. Загробный
мир – страна без возврата. Судьба всех туда попавших безрадостна. «Тела
их – прах, и еда – глина». Идей о загробном суде, решающем участь
человека, у жителей Месопотамии не было. Миф об Иштар и Таммузе.
Этот миф напоминает египетский миф об Осирисе и Исиде. Согласно мифу,
Иштар, богиня любви, правит на небесах, а ее сестра Эрешкигаль, мрачная
богиня смерти, – в подземном царстве мертвых. Иштар отправилась к
сестре, желая воскресить мертвых и избавить мир от смерти, но
Эрешкигаль пленила сестру. Она отпустит ее, если та найдет себе замену.
Выкупом стал возлюбленный Иштар – юный пастух Таммуз, а за него, в свою
очередь, готова стать выкупом его сестра. Иштар возвращается на
небо, Таммуз на полгода отправляется в подземный мир (умирает), а на
другие полгода, пока его подменяет сестра, возвращается в наш мир. Это
предание объясняло круговорот жизни и смерти и смену времен года. Миф о потопе.
Боги решили уничтожить людей за их грехи чудовищным наводнением, но
добрый Энки (бог) посоветовал одному праведнику построить корабль
(ковчег) и спасаться на нем. Наводнение уничтожило всех людей, кроме праведника Утнапишти, который дал начало новому человечеству. Храмы играли
большую роль в истории Месопотамии. В амбарах – святилищах хранили
главную ценность общины – зерно. Вокруг храмов образовывались первые
шумерские города – государства. Самым знаменитым был храм Этеменанки (дом – основание неба и земли) в Вавилоне. Храм – единственное место и средство связи с богами. Жрецов было
множество. Главной их обязанностью было ежедневное «кормление» статуй.
Жрецы участвовали также в ритуалах, храмовых праздниках, занимались
науками (астрономия, астрология, гадание). Ритуалы. Главные культовые действия были связаны с празднованием Нового года, который приходился на день весеннего равноденствия. В
Вавилоне считали, что празднование Нового года и обновление сил царя
невозможны без статуи бога Мардука. Когда персидские завоеватели в 482
г. до н. э. уничтожили его золотую статую в главном храме Вавилона
(Эсагиле), жители Вавилона перестали праздновать Новый год. В поисках справедливости.
Со времен Шумера жители Месопотамии задумались о судьбе, страданиях
человека, о справедливости богов. Старые шумерские боги были ближе к
людям, вавилонские же – где-то очень далеко. В конце II
тысячелетия до н. э. в Вавилоне было написано сочинение «Поэма о
невинном страдальце». Ее главный герой задал вопрос: почему главный бог
Мардук позволяет, чтобы страдали невинные люди? Почему на земле царит
несправедливость? Ответ: воля богов непостижима, и люди должны ей
покоряться. Конец древней религии Месопотамии. Ассирийцы, захватившие Вавилонию, не принесли новых религиозных идей. Главным был признан бог Ашшур и его семья. Старые боги подвергались притеснению. Древняя
религия окончательно прекратила существование в I в. н. э. в ходе
многочисленных завоеваний Месопотамии и оседания на ее территории нового
населения – арабов, персов, греков. 1. Какие боги окружали жителя Месопотамии? Как он к ним относился? 2. Какие древневосточные мифы об умирающем и воскресающем боге вам известны? С чем связано их происхождение? 3. Как выглядели храмы в Месопотамии? Какую роль в жизни общества они играли? 4. Каковы были представления жителей Месопотамии о загробном мире? |