В
1569 г. Великое княжество Литовское и королевство Польское образовали
единое государство – Речь Посполитую, где главенствовала Католическая
Церковь. Часть православных епископов заключила унию с Римским папой на
Брестском соборе 1596 года. Однако эта уния не получила поддержки
православного населения, и часть духовенства провела параллельный собор,
осудивший унию. Речь Посполитая предприняла попытку установить
контроль над Московским государством, а уния была одним из главных
инструментов этого контроля. Это время принято называть Смутным временем
(1605–1612), и оно несло угрозу государству, национальному и
религиозному самосознанию русского народа. Патриарх Гермоген
(1530–1612) обратился к населению с воззваниями о защите веры и изгнании
иноверных захватчиков. Польские власти заточили патриарха Гермогена в
Чудов монастырь, где он скончался от голода. Он почитается Русской
Церковью как священномученик. Призыв патриарха был услышан, и
православные монастыри встали на защиту Отечества. Троице-Сергиев
монастырь выдержал 16-месячную осаду. Началась религиозная и
национально-освободительная война. В 1612 году война окончилась. Войско
ополченцев под предводительством Нижегородского земского старосты Козьмы
Минина и князя Дмитрия Пожарского изгнали поляков из Москвы. В память
об этом событии на красной площади был построен казанский собор в честь
казанской иконы Божьей Матери. Этот образ несли ополченцы впереди
войска. Патриарх Никон. В Москве начались
государственные реформы, по которым из ведения Церкви изымался ряд
судебных функций, а часть церковных земель прямо передается в управление
государству. Также назрела необходимость приведения русской
Православной Церкви в соответствие с греческой. Все эти изменения
закрепляются в Соборном уложении 1649 года. Церковь во главе с
патриархом Никоном воспротивилась принять реформы о церковных землях,
усматривая в них покушение на ее самостоятельность. Патриарх Никон,
ранее друживший с царем, теперь полностью переключился на борьбу с
Соборным уложением 1649 года. Эта борьба привела к разрыву патриарха с
царем, смещению с должности патриарха и осуждению на Соборе 1666–1667
гг. При Никоне также была проведена богослужебная реформа, в ходе
которой русские церковные книги исправлялись в соответствии с греческими
образцами. Однако богослужебная реформа, которая насаждалась под
давлением Никона, вызвала у духовенства и верующих бурю возмущения. Оппозиция не приняла реформы Никона, видя в них пренебрежение русской церковной традицией. Противники
преобразований (позднее получившие наименование старообрядцы) были
преданы церковному проклятию. В конце XVII века сопротивление переросло в
военное противостояние (восстание в Соловецком монастыре 1667–1676
гг.). Царская власть настояла на реформах. Старообрядцы,
отказываясь принять новые положения, вынуждены были бежать от
преследования властей в малодоступные области России и соседние страны.
Очень много старообрядцев закончили свою жизнь самосожжением вместе с
семьей. В таких самосожжениях покончило с собой более 20000 человек. Так
в результате никоновских реформ произошел церковный раскол и раскол
всего русского общества XVII века, ранее жившего общими идеалами
христианского царства. Сложились существующие до сих пор два
основных течения старообрядцев: приемлющие священство («поповцы») и не
приемлющие священство («беспоповцы»). Этот раскол существовал до 1971
года. Собор Русской Православной Церкви в 1971 году официально снял
«проклятия», наложенные на старообрядцев в XVIII веке, и признал старые и новые (введенные при Никоне) церковные обряды «равно спасительными». 1. Чем характерна Эпоха смуты и чем вызвана? 2. Что собой представляли реформы Никона и чем это закончилось для него? 3. Как появилось старообрядчество? |