Избрание Абу Бакра халифом. Перед смертью Мухаммад не назвал имя своего преемника (араб. халифа), потому
что Коран предписывал мусульманам решать такие вопросы совещательным
путём. Вместе с тем Пророк намекал сподвижникам на превосходство Абу
Бакра. За пять дней до кончины, после полуденного намаза, он обратился к
ним с проповедью, в которой назвал Абу Бакра своим ближайшим другом и
велел запереть все двери в мечети, за исключением той двери, через
которую обычно входил Абу Бакр. Именно ему он поручил руководить намазом
во время своей болезни, а когда люди спрашивали Пророка, к кому им
обращаться, если его не будет, он указывал на Абу Бакра. Незадолго до
смерти он сказал: «Я хотел позвать Абу Бакра и его сына, чтобы написать
завещание. Воистину, я боюсь, что некоторые возжелают власти и скажут,
что они достойны более других. Но Аллах и правоверные откажутся от всех,
кроме Абу Бакра». Мусульманам было хорошо известно о достоинствах Абу
Бакра, и это вселяло в Пророка уверенность в том, что они самостоятельно
примут решение, которое позволит им сохранить единство. Вопрос
преемника имел большое значение для мусульманской общины. При жизни
Пророка его власть не подвергалась сомнению и закреплялась авторитетом
Божьего Откровения. Перед его преемником стояла нелёгкая задача –
обеспечить выполнение законов шариата, не допустить раскола среди
сподвижников и предотвратить распад союза арабских племён, который
начался в последние месяцы жизни Пророка. Мусульмане нуждались в лидере,
которому бы они доверяли и подчинялись, и обстоятельства требовали его
скорейшего избрания. Пока ближайшие родственники Пророка
занимались приготовлением его тела, ансары собрались у старейшины
хазраджитов Саада бин Убады, чтобы обсудить кандидатуру преемника. К ним
присоединилась группа мухаджиров во главе с Абу Бакром. Ансары на
протяжении десяти лет поддерживали Пророка и остальных мусульман. Они
сыграли важную роль в распространении Ислама, жертвуя своими жизнями и
имуществом, и имели определённые претензии на власть. Вместе с тем
мухаджиры были ближайшими соратниками Мухаммада, и их превосходство
отмечено в Коране. К тому же обе стороны понимали, что арабским племенам
будет трудно признать превосходство кого-либо, кроме курайшитов,
поскольку Пророк был родом из этого племени. После продолжительных
обсуждений подавляющее большинство собравшихся присягнули на верность
Абу Бакру, и остальные мусульмане последовали их примеру. Распространение Ислама за пределами Аравии.
Абу Бакр скончался 21 джумада-ль-ахира 13 г. х. (в августе 634 г.),
спустя два года и три месяца после прихода к власти. Период его
правления был одним из самых тяжёлых в истории халифата, но решительные
действия первого халифа помогли объединить Аравию и положить конец
восстаниям. Однако безопасность мусульман всё ещё находилась под
угрозой. Византия и Персия не допускали и мысли о существовании вблизи
их границ ещё одного крупного государства. Несмотря на то, что две
соседние империи значительно превосходили мусульман богатством и
численностью населения, оснащённостью и выучкой армии, Абу Бакр понимал
неизбежность столкновения с ними. На стороне мусульман было то, что
народы, находившиеся под властью византийских императоров и персидских
царей, страдали от гнёта наместников и непомерных налогов, в то время
как Ислам гарантировал всем народам свободу и равенство. Началом
войны с Персией послужило нападение на мусульман из племени кайс отряда
персидских воинов, переданных царём Йездигердом III в распоряжение
аль-Мунзира бин ан-Нумана, сына последнего лахмидского правителя. Несколько
позже мусульмане возобновили военные действия против Византии, которая
не прекращала бороться с распространением Ислама в Северной Аравии. В
641 г. мусульмане завоевали Египет, в 651 г. Положили конец правлению
династии Сасанидов в Персии и дошли до Северного Кавказа и Средней Азии,
а к 654 г. Их власть распространилась на всю Северную Африку. В 711 г.
арабы начинают завоевание Испании. Разгромив вестготское королевство,
мусульмане, чьё войско насчитывало всего 7 тыс. всадников, покорили
почти всю Испанию, практически не встречая сопротивления. Продвижение
мусульманской армии по Европе было остановлено лишь в октябре 732 г. При
Пуатье (во Франции), когда лёгкая конница арабов была разбита армией
франкского майордома карла Мартелла. С другой стороны, исламское
вероучение на протяжении ещё нескольких веков продолжало проникать в
различные области Азии. Расширение мусульманских земель было продолжено в
период правления османских султанов и в Европе было остановлено под
Веной в 1683 г. Обращение народов Азии, Африки и Европы в
мусульманскую веру оказало огромное влияние на развитие мировой
цивилизации. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, Ислам преобразил
мир. В Коране Мухаммаду было велено сказать: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам» (сура
7 «Ограды», аят 158). Созидательный потенциал исламского учения стал
достоянием всего человечества, освободив сознание людей от пут мифов,
предрассудков и заблуждений. Ислам поощрял развитие науки и
искусства, философии и литературы, торговли и военного дела. Покорённые
народы не порабощались и не подвергались унижениям. Во многих случаях
они, наоборот, освобождались от тирании своих правителей и получали
права и свободы, которыми прежде никогда не пользовались. Мусульмане
часто доверяли управление местным жителям, в силу чего отдельные регионы
исламского мира имели собственные административные институты и
сохраняли характерные культурные особенности. Не угрожая самобытности
новообращённых народов, Ислам быстро превратился в составную часть
региональной и местной культуры. Если войска мусульман и
одерживали победы благодаря искусству полководцев и самопожертвованию
воинов, то закрепиться на завоёванных землях и заручиться поддержкой
населения им удавалось исключительно благодаря высокой нравственности и
справедливому отношению к местному населению. Значительную роль в
распространении Ислама сыграли купцы, при участии которых учение Пророка
проникло в Юго-Восточную Азию. В мусульманском обществе
традиционно существовала атмосфера религиозной терпимости. Государство
гарантировало безопасность последователям всех религий, но особыми
привилегиями пользовались иудеи и христиане, которые в Коране названы
«людьми Писания». Один раз в году они выплачивали подушную подать (джизья), которая
была значительно меньше закята (мусульманского налога), ежегодно
выплачиваемого мусульманами. Взамен государство гарантировало им
неприкосновенность жизни и имущества, и, если обеспечить безопасность
жителей на завоёванных территориях не удавалось, людям Писания
возвращали собранный налог. И хотя на протяжении истории отношения между
мусульманами и людьми Писания не всегда были доброжелательными,
мусульманские правители всегда предоставляли убежище иудеям и
христианам, которые подвергались гонениям в других странах. Праведные халифы пророка.
Пророки – это избранники Аллаха, Его самые любимые и почтенные рабы.
После них лучшими из людей являются следующие сподвижники Пророка
Мухаммада: Абу Бакр бин Абу Кахафа (632–634), Умар бин аль-Хаттаб
(634–644), Усман бин Аффан (644–656) и Али бин Абу Талиб (656–661).
Впоследствии они в перечисленном порядке стали халифами, то есть
наместниками, преемниками Пророка и повелителями правоверных. К
праведному халифату относится и семимесячный период правления аль-Хасана
бин Али, который отказался от власти ради примирения мусульман. Да
будет доволен ими Всевышний Аллах! В арабском языке слово халифа означает
«преемник», «наместник». Эти правители совмещали светскую и духовную
власть и неотступно руководствовались шариатом Пророка, благодаря чему
заслужили титул рашидун, означающий
«праведный», «идущий верным путём». Мусульманские историки считают
тридцатилетний период их правления самым ярким этапом в истории Ислама,
когда власть и закон были поставлены на службу всему народу. Праведные халифы имели мало общего с царями или
императорами. Они вели скромный образ жизни, общались с простыми людьми
на улицах и в мечетях. Каждый желающий мог обратиться к ним за помощью
или советом, и двери их домов были открыты для всех мусульман, в
особенности для тех, кто приезжал из провинций. Предвидя, что его
ближайшие преемники будут править мудро и справедливо, Пророк Мухаммад
завещал верующим руководствоваться его Сунной и следовать путём
праведных халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом ат-Тирмизи,
говорится: «Халифат в моей общине продлится тридцать лет, после чего
начнётся царствование». Опираясь на это предание, учёные относят к
праведным халифам и аль-Хасана бин Али, так как семимесячный период его
правления дополняет продолжительность праведного халифата до тридцати
лет. По мнению большинства учёных, праведные халифы
превосходили друг друга в той же последовательности, в которой они
избирались правителями. Первым и лучшим среди них был Абу Бакр, потом –
Умар бин аль-Хаттаб, затем – Усман бин Аффан, а потом – Али бин Абу
Талиб. За свою верность и непоколебимую убеждённость в правоте Мухаммада
Абу Бакр получил прозвище ас-Сыддик («правдивый»,
«подтверждающий правдивость»). За решимость и умение принимать
правильные решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-Фарук («различающий»). Усман был поочерёдно женат на двух дочерях Пророка, за что получил прозвище Зу-н-нурейн («обладающий
двумя светочами»). Али бин Абу Талиб был тем, кого, по свидетельству
Пророка, любили Аллах и Его Посланник, и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший
довольство»). О достоинствах каждого из них говорится во многих
теологических трактатах, авторы которых ссылаются на хадисы самого
Пророка. Праведные халифы внесли огромный вклад в
становление и развитие мусульманского государства. Были созданы
административные институты, сделаны основные шаги по сохранению
духовного наследия Пророка. В период правления Абу Бакра Коран был
собран в единый свод, а в годы правления Усмана бин Аффана размножен в
семи экземплярах. Умару бин аль-Хаттабу принадлежат заслуги создания
судебной системы, введения нового летоисчисления, организации военных
гарнизонов, расширения градостроительства и введения государственных
реестров (диванов), в которых фиксировались имена военнослужащих и
нуждающихся. По приказу Али бин Абу Талиба была осуществлена первая
реформа арабской грамматики. Одними из почтеннейших сподвижников
являются еще шесть асхабов, входящих вместе с вышеупомянутыми четырьмя
халифами в десятку лучших сподвижников, которых Пророк поздравил с
предстоящим раем еще при жизни. К ним относятся: Са‘аду, Са‘ид, Абу
‘Убайда, Абдуррахман бин Авф, Тальха и Зубайр. Также обитателями рая,
которым при жизни была сообщена благая весть о рае, являются все жены
Пророка, являющиеся матерями правоверных, его внуки Хасан и Хусейн и
некоторые другие сподвижники, да будет доволен ими всеми Всевышний
Аллах! 1. Расскажите о четырех праведных халифах. 2. Как шло распространение Ислама? 3. Как относились мусульмане к покоренным народам? |