Понятие Сунны.
Сунной называется путь Пророка Мухаммада. Понятие «Сунна» включает в
себя все, что Пророк Мухаммад высказал и совершил после того, как он
получил пророчество, а также его нравственные качества. В это понятие
входит также то, что высказали и совершили сподвижники перед Пророком и с
чем благословенный Посланник Аллаха согласился, что он одобрил. Все это
вместе взятое есть Сунна Пророка.
Шариатские ученые придают
этому слову еще одно отдельное значение. И в этом значении оно
употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным
деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не
обязательным (фарз), а желательным (сунна).
В этом случае слово «сунна», согласно шариату, представляет собой
деяние, по поводу которого в шариате нет конкретного строгого повеления:
за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не
подвергают каре.
В священном Коране Всевышний Аллах говорит
(смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто
верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на
блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб»,
аят 21).
Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для обязательности следования Посланнику Аллаха.
Пророк
говорит: «Я оставляю вам то, держась за которое, вы никогда не впадете в
заблуждение: это книга Аллаха и Сунна Его Пророка». Все сподвижники
Пророка (да будет доволен ими Аллах!) и следовавшие по их пути имамы, и
алимы (ученые) уделяли особое внимание следованию Сунне Пророка.
Имам
аль-Газали (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Для исполнившего
каждую Сунну в раю есть специальное место и степень вознаграждения». А
кто оставит Сунну Пророка на этом свете без внимания, будет сильно
жалеть об этом.
Функции и роль ихсана в системе религии.
Итак, ихсан – это совершение предписаний Аллаха с такой искренностью и
ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим
Аллаха, т. е. так искренне, как это делал Пророк Мухаммад.
Следует
постоянно поминать Всевышнего Аллаха, усердствовать в поклонении
(‘ибада), бороться против своего эго и очищать свою душу и сердце от
всех пороков (отрицательных качеств). Исламская наука, занимающаяся
лечением таких пороков, воспитывающая человека в таком духе и ведущая
его к подобной искренности, называется суфизмом, или тарикатом.
Ислам
имеет явную и скрытую стороны. Важнейшей из них и душой религии
является именно скрытая, духовная сторона. Суфизм учит человека обращать
большее внимание на это, нежели на явную сторону.
Мухаммад Саид
Рамазан аль-Бути, один из выдающихся и общепризнанных алимов
современности, пишет: «Тасаввуф (тарикат) является сердцем Ислама,
жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если не будет тасаввуфа, то
Ислам превратится в традиции, обычаи. Тасаввуф по своей сути был и в
прошлом (т. е. во времена Пророка и сподвижников), название же появилось
позже».
Крупнейший мусульманский ученый и имам Ибн Хаджар
аль-Хайтами пишет: «Наука ихсана (искренности в поклонении) – это наука
суфизма». То есть путь суфизма фактически является тем, что приводит
верующего человека к искренности, к скрупулезному соблюдению норм
шариата.
Каждый человек должен быть убежден в том, что
ему для этой цели необходим истинный живой наставник, который знает все
тонкости в этом важном деле. Под руководством такого шейха он должен
стремиться достичь ихсана. Без такого воспитателя человеку крайне трудно
искренне поклоняться Всевышнему Аллаху. Иман и Ислам без ихсана подобны
дому без фундамента. Для всех пророков, даже для Пророка Мухаммада
Всевышний Аллах сделал наставником архангела Джибриля, чтобы это было
примером для нас.
Основополагающие принципы тариката:
1.
Боязнь перед Аллахом, явное и тайное соблюдение норм шариата,
скрупулезное следование его предписаниям, набожность, держась прямого
пути (истикама).
2. Следование Сунне Пророка в словах и деяниях и достижение истинного благонравия.
3. Отсутствие надежды на людей, достижение истинного терпения и упования на Аллаха.
4. Стемление к довольству Аллаха в большом и малом, и полное упование на Него.
5. Обращение к Аллаху в радости и в горе, истинная благодарность Богу в радости и поиск убежища у Него в горе.
6. Обращение за помощью к Корану и Сунне и преданиям праведников.
Вопросы и задания