Арабская религиозная философия развивалась параллельно
развитию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и
неоплатоников, но постепенно они начали уделять все больше внимания
идеям Аристотеля, произведения которого (в частности, метафизические,
логические и физические трактаты) внимательно изучались и
комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и
формальную логику.
Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он
переплетался с элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем
идеи Аристотеля, отвечал интересам теологии.
Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и
его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях
она совпадает со схоластической философией.
У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800
– ок. 870), современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля.
Впоследствии, однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к
неоплатонизму.
Стойким последователем Аристотеля в X столетии был аль-Фараби (870–950),
который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900–950 гг. Однако
он также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе
неоплатоников, взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение
действительности на отдельные области научных интересов. Картину
духовного мира этого периода дают так называемые «Трактаты чистых
братьев» – около пятидесяти сочинений о религии, философии и
естественных науках, написанных представителями секты «Братья чистоты и
искренности», которая возникла в X столетии и, помимо прочего,
стремилась к соединению ислама с эллинистической философией. Здесь также
главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и возвращается
к нему.
По отношению к христианской схоластике важное значение
имеет творчество великих аристотеликов арабской философии: на Востоке
это был Авиценна, на Западе – Аверроэс.
Авиценна (араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестанской Бухары.
Имел энциклопедическое образование. Главным философским
трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга
исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики;
кроме этого, он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из
которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».
Философия Авиценны была теоцентрической, однако, в ином
смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного
разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи,
а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет
характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у
Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех
форм, вечным творческим условием. Мир в своей реальной множественности
не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно. О
параллельности развития арабской и христианской философии
свидетельствует и понимание универсалий.
Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и
Абеляр, но по времени раньше. В согласии с другими арабскими философами,
он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом: – они
существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res); – они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (in rebus); – они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия (post res).
Для философии Авиценны был характерен рационализм с
материалистическими тенденциями, которые вытекают из его
естественнонаучной ориентации. Он является основателем арабского
перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля
с религией ислама.
Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке,
то королем арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую
философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126–1196). Происходил он из испанской Кордовы.
Известен как теолог, юрист, врач, математик и, прежде
всего, философ. Является автором известных комментариев к Аристотелю,
которого он считал величайшим из людей, подлинным философом. Он занимал
высокие должности, выполнял важные государственные функции, однако в
эпоху правления халифа аль-Мансура был отправлен в изгнание. Его
трактаты, которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь
благодаря испанским евреям. По Аверроэсу, материальный мир вечен,
бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог также вечен, как и природа,
однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия.
Аристотелевское истолкование возникновения природы,
согласно которому материя как таковая является не действительностью, а
возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы природа
возникла, Аверроэс интерпретировал так, что формы не приходят к материи
извне, но в вечной материи все формы потенциально содержатся и
постепенно в процессе развития выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей
градации и иерархии сущего между богом и человеком он перенял у
Авиценны. Такая концепция, естественно, была значительно более удалена
от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую
проповедовали христианство и иудаизм.
Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс
полемизировал с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность
индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно
которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом
конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с
гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память,
присущие каждому отдельному человеку.
Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный
разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека,
активный – имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который
вечен. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом
развитии является бессмертным.
Единичные души (разум индивида) участвуют в нем,
содержат его, сам он, однако, является надличностным и по своей сути
подобен божественному разуму.
Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Таким
образом, Аверроэс онтологизировал высшую теоретическую способность
человеческого духа.
Религиозное представление о бессмертии индивидуальной
души бессмысленно. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении,
которое воспитывает человека, чтобы он сам творил добро, а не в том,
которое обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и
наказания на том свете. Его этика резко контрастирует с учением
Мухаммеда, которое, с одной стороны, в живых красках описывает адские
муки, а с другой – обещает небесные радости и блаженство в виде мягкого
ложа, вина и черноволосых девушек с большими глазами, ожидающие
верующих.
Отношение между религией и философией Аверроэс понимал
следующим образом: высшая и чистая правда, которую познает философ, в
религии проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для
интеллекта простых, необразованных людей. Религиозные же представления в
интерпретации философов простые люди понимают иначе, что и является
содержанием исходного пункта учения о так называемой двойственной
истине, одним из создателей которого был Аверроэс. Однако полная истина
лишь одна – это истина философская. Смысл теории «двойственной истины»
заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными,
избавить их от церковной опеки.
Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и
философия Авиценны) была резко осуждена исламской ортодоксией, а его
трактаты было предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило
их влияния и не воспрепятствовало их дальнейшему воздействию, как
происходило и в других подобных случаях.
Скептическая мистика. Развитие арабской философии
сравнимо с развитием христианской схоластики и в том, что как реакция
на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма здесь тоже
образуется мистическое направление. Его представителем был
интеллектуальный скептик, последователь суфитского мистицизма и
аскетизма аль-Газаж (лат. Альгазель, 1059–1111), современник
Ансельма, на поколение старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с
аль-Газали взгляды. Главный интерес аль-Газа-ли сосредоточивался на
вере, которую он резко противопоставлял науке и философии. Свой
скептический подход он демонстрировал в трактате «Опровержение
философов», против которого энергично выступал Аверроэс. В этом трактате
аль-Газали показывает вредное для веры влияние аристотелевских
воззрении на науку и философию. Он отверг и принцип причинности,
проявляющийся в мире естественным образом.
Огонь не может быть причиной пожара, ибо является
мертвым телом, которое ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а
огонь был лишь временным средством, но не причиной. Философия должна
способствовать религии.
Ориентация на мистику проходит через все его
произведения. В познании, согласно его представлениям, позитивным
является мистическое слияние с богом и откровение. Самыми худшими
заблуждениями философов он считал отрицание сотворения мира богом, его
всемогущества и справедливости, божественного провидения. |