Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан
народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством
в области религии» (Бартольд).
В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583–483 гг. до н. э.),
сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В
возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не
удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность».
После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи),
т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности.
Это открытие главного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца: Будда означает
«просветленный», буквально – «пробужденный». (Санскритское слово дхарма
необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество,
характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель.
В раннем буддизме дхарма – это само учение Будды о мире и о путях
спасения человека).
Будда постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способные избавить человека от страдания.
Спасение, учил Будда, состоит в достижении нирваны (на
санскрите буквально означает «угасание, затухание») – полного
умиротворения и спокойствия, которые наступают после того, как удастся
преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.
В течение жизни у него было много последователей. Вскоре
возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение приняли и
большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали
придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной
традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий
после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила
жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его
фигура постепенно приобретала божественный характер.
Проповеди Будды первоначально были не столько новой
религиозной системой, сколько этическим и психотерапевтическим учением.
Однако рано сложились общины монахов-проповедников учения Будды, а
конкуренция с традиционными индуистскими культами обусловила
представления о святости Будды и его учения, а затем и достаточно раннее
стремление канонизировать священные книги (уже на первых после смерти
Будды соборах буддистов в 483 г., затем в 383 и 250 гг. до н. э.).
Нелегко реконструировать самую древнюю форму буддийского
учения, тем не менее, сейчас исследователи в основном пришли к согласию
относительно основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.
Центром учения являются четыре благородные истины, которые
Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности.
Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.
Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с
приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию.
Причиной страдания является жажда (тришна), ведущая через радости и
страсти к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания
заключается в устранении этой жажды.
Путь, ведущий к устранению страданий, – благой
восьмеричный путь – заключается в следующем: правильное суждение,
правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное
стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается
как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и
самоистязания.
Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли
содержание первой проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не
отличается ясностью концепции, скорее напоминает торжественное
провозглашение основ учения, а использованные термины весьма
неопределенны.
Буддийский канон четырех благородных истин подробно
комментируется, развивается и излагается в разных аспектах. Для этих
целей создается сложный понятийный аппарат. В частности, говорится о
факторах, которые образуют личность индивида. Всего выделяется пять
групп этих факторов. Кроме физических тел (рупа) существуют психические,
такие, как чувства, сознание и т. д. Рассматриваются и влияния,
действующие на эти факторы в течение жизни индивида. Особое внимание
уделяется дальнейшему уточнению понятия «жажда» (тришна). Анализируется
его возникновение и влияние, выделяются три главных типа: жажда
чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда
самоуничтожения (вибхава). Постепенно понятием «жажда» замещается
понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона учения приобретает
несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна концепция,
которая указывает в качестве причины страданий незнание (авидья) – здесь
незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий, – и,
исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин
возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание отдельных
разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с
правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное
решение понимается, как решимость проявлять сочувствие ко всем живым
существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая,
дружественная и точная.
Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний
нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей (панча-шила),
которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это
следующие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого,
воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и
лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Подвергаются
анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя
ступень – вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени,
рассматриваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение,
характеризуемое четырьмя степенями погружения (джхана), относится к
медитации и медитационной практике. В текстах ей уделяется весьма много
места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний,
которые сопровождают медитацию и медитационную практику.
Путь к освобождению от сансары открыт только монахам,
однако, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и
поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки к вступлению на
стезю спасения в каком-то из будущих существований и многочисленным
группам светских буддистов.
Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с
помощью медитации пришедший к освобождающему познанию, становится
архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели – нирваны
(буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из
круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но
войдет в состояние нирваны и – как говорится в текстах – исчезнет, «как
пламя лампы, в которую не подливается масло».
Сравнительно быстро начинают формироваться различные
направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и
стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время
некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других
религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма
отличающиеся от буддийских.
Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая
колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам,
отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это
направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для
распространения учения Будды.
В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв –
индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение
конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим.
Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое
предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не
будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают
Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее
абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них
только одно проявление Будды – в образе человека – наполняет все живое.
Особое значение приобретают в махаяне обряды и
ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения.
Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного
пути) наполняется новым содержанием.
Кроме хинаяны и махаяны – этих главных направлений – существовал и целый ряд других школ.
Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.
В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии – форму дзен-буддизма. |