Об исламе часто пишут как о религии несложной,
наследующей ментальность клана или соседской общины и доступной массам
простых людей. Действительно, в исламе нет таких сверхприродных
парадоксов, как Дева-Богородица и непорочное зачатие, Богочеловек или
Бог-Сын в качестве ниспосланного Слова Бога-Отца. Поэтому естественно,
что в исламе просто не возникали многие из тех проблем, которые
столетиями волновали христианских богословов и суть которых сводилась к
потребности рационально осмыслить сверхрациональность Писания.
Однако в исламской теологии возникали свои проблемы,
сложные по-своему, часто в неожиданных для христианства аспектах и
коллизиях.
Дело в том, что ислам – это не только вера и религия.
Ислам – это образ жизни, Коран – это «арабский судебник», и именно эта
«вплетенность» ислама в повседневные и ответственные жизненные ситуации
создает фундаментальное своеобразие ислама и объясняет основные коллизии
исламской теологии. В сравнении с исламом, христианское богословие
представляется крайне умозрительным и отвлеченным, далеким от жизни
интеллектуальным «искусством для искусства». В свою очередь исламская
теология, в сравнении с христианской, представляется озабоченной гораздо
больше юриспруденцией и ежедневными ритуалами в быту, чем спорами об
атрибутах Аллаха, несотворенности Корана или Божественном
предопределении человеческой судьбы. Кроме того, присущий исламу крайний
и радикальный монотеизм сразу же исключал самое возможность
мусульманских аналогов по отношению к такой центральной и чреватой
ересями теме христианского богословия, как Пресвятая Троица.
Основные теоретические проблемы мусульманской теологии
близки к спорам, волновавшим христианское богословие: о природе Аллаха; о
соотношении веры и разума; о свободе воли человека и Божьем
предопределении его судьбы; о посмертном суде над умершим и его
загробной жизни; о соотношении Корана и «Сунны» (т. е. Писания и
Предания); о принципах толкования священных текстов; о взаимоотношениях
религии и общества (в развитие принципа слияния религиозной и
политической общин, провозглашенного Мухаммедом).
Специфически мусульманские догматические проблемы
связаны с вопросом о сотворенности или несотворенности «Корана». После
полуторавековых дискуссий победило фундаменталистское мнение о
несотворенности: Коран «пред творцом не есть сотворенное».
Своеобразие мусульманской теологии иногда видят в
некоторой смысловой дезинтеграции картины мира, в преобладании в исламе
окказионалистского мировоззрения и атомарности мышления. Например, в
популярной мусульманской доктрине время считается дискретной
(прерывистой) последовательностью атомов времени. «Бог воссоздает мир в
каждый из атомов времени, но только на момент продолжительности этого
атома. Подобный окказионализм имел целью утвердить абсолютное могущество
Бога в смысле его полной независимости от законов и обязательств, в том
числе и от его собственных установлений» (Грюнебаум). Окказионализм (от лат. occasio – случай,
повод) – философский взгляд, согласно которому любые события и явления
мира – это не связанные между собой случайности (и даже не «цепь
случайностей», а «случайное нагромождение случайностей»). Окказионализм и
дискретность мировидения находят в исламе самое различное выражение.
Например, вера определяется как сумма добрых дел. Человек считается
состоящим из атомов и акциденций (устойчивых, но независимых от
субстанции признаков)… В дискретности и окказиональности мусульманской
картины мира культурологи-исламоведы видят фактор, создающий своеобразие
исламской литературы искусства. Тенденция рассматривать мир как
прерывный, с одной стороны, и концентрация на деталях и отдельных
эпизодах, а не на связаности и завершенности композиции, с другой,
порождена самой сутью ислама. Налицо взаимная близость литературы и
философско-теологической доктрины ислама. Эти черты литературы допустимо
трактовать как «специфически исламское явление».
Теология всегда занимала исключительно престижное место в
исламской цивилизации. Мусульмане видели в ней не только высокую
мудрость, но и практически важное знание, ключ к Откровению Аллаха и
«Сунне» Пророка, к мусульманскому праву шариату. Вместе с тем высокий
престиж знания или занятия, как правило, не уживается с его массовостью и
доступностью. Это обстоятельство, а также консервативно-охранительные
тенденции, существенные для ислама как религии Писания и в целом для
раннего мусульманского общества, – все это усиливало в исламском
богословии черты закрытой и авторитарной системы «духовной брони
ислама».
Стремление сузить круг богословов и затруднить доступ к
богословской информации уже в 892 г. вызвало в Багдаде специальный указ
халифа о запрете книготорговцам продавать книги по догматике, диалектике
и философии. Догматика ислама сконцентрирована в одном аяте Корана «О
вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, писание,
которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел
раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его
посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением»
Слова «…писание, которое Он низвел раньше» указывают на
Св. Писания иудеев и христиан. Согласно исламской догматике, Бог, еще
Мухаммада, посылал Откровение людям через пророков, но люди не вняли
пророку и отступили от заветов Бога. И только Мухаммед, «печать
пророков», т. е. последний и главный пророк истинной веры, сумел вывести
уверовавших из заблуждения.
Таким образом, в исламе регламентация теологии
достигалась во-первых, путем ограничения доступа к информации и,
во-вторых, путем ранней и жесткой догматизации главных вероучительных
истин. Характер контроля над теологическим знанием находит соответствие в
основных тенденциях в управлении всей религиозной информацией в исламе.
Быстрая кодификации Писания, радикальное устранение неканонических
(апокрифических) версий Корана (по приказу халифа: сжечь),
информационная власть традиции, постоянно воспроизводимая в иснаде, –
все сочетании с радикальной регламентацией и догматизацией теологии
характеризует ислам как наиболее жестко организованную религию Писания. |