Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более
точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе
(нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после
12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принципам нового
учения. Потом Вардхамана занимался проповеднической деятельностью.
Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре,
однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману
называют также Джина (Победитель – имеется в виду победитель над
круговоротом перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он
был только последним из 24 учителей – тиртхакаров (творцов пути), учение
которых возникло в далеком прошлом.
Джайнистское учение длительное время существовало лишь в
виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н. э.) был
составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро
джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.
Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских
системах) религиозные спекуляции смешиваются с философскими
рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка –
материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними
является карма. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к
возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в
бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и
различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два
фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные
свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи
совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в
круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от
злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары.
Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может
контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что
добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог –
это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и
освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции
бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в
человеческие дела.
Освобождение души из-под влияния кармы и сансары
возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому
джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно
называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном
понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и
вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни.
Первые два принципа касаются прежде всего веры и знания джайнистского
учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по сути большая или
меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы
посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от сансары
сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может
освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется
эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах,
разработанных, прежде всего, для членов джайнистских общин, подробно
изложены различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них
абсолютизированы, в частности, принципы непричинения зла живым
существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстранения от
мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.
Составной частью джайнистского канона являются также
различные умозрительные построения, например об упорядочении мира.
Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может
быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о
душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в
большей степени обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того
как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока
не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения
об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах,
из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о
пространстве и времени.
Содержатся в нем, кроме всего прочего, и мифологические
предания, которые касаются жизни и свершений отдельных тирт-ханкаров, и
легенды, связанные с личностью Вардхаманы, и описания преисподней и
серединного мира (нашей Земли).
С течением времени в джайнизме сформировалось два
направления, которые отличались, в частности, пониманием аскезы.
Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом,
т. е. отвергающие одежду), более умеренный подход провозглашали
шветамбары (буквально: одетые в белое).
Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
|