Еврейская философия также развивается параллельно с
христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются
неоплатонизм и аристотелизм.
На ее развитие оказали влияние мистические элементы
иудейского учения, которые содержались в весьма неясных, непонятных,
полных намеков текстах.
Крупнейшим мыслителем этого течения был Ибн Гебиролъ (середина
XI в.), которого схоластики считали арабом и называли Авицебронном. Его
учение – теория эманации – было одним из наиболее последовательных в
средние века.
Среди еврейских аристотеликов наиболее выдающимся был Мозес Маймонид (евр.
Моисей бен Маймун), который родился в 1135 г. вблизи испанской Кордовы и
умер в 1204 г. в Египте. Его учение, как и других еврейских философов,
частично находилось под влиянием каббалистики, которую он пытался
соединить с рационалистической философией Аристотеля. Главное
произведение Маймонида «Путеводитель заблудших» было первоначально
написано по-арабски, затем переведено на еврейский и латынь. Маймонид,
как и его исламский современник Аверроэс, был восторженным почитателем
Аристотеля. Он говорил, что, кроме пророков, никто не подошел к истине
так близко, как Аристотель. В своем обожании Аристотеля он, однако, не
идет так далеко, как Аверроэс (он считал Аристотеля неограниченным
авторитетом лишь в области подлунного мира), но, несмотря на это, он
все-таки вступает в конфликт с ортодоксальными учениями.
Что касается отношения веры и науки, то, по его мнению,
результаты обеих должны быть согласны. Однако там, где возникает
противоречие между разумом и словом Писания, там преимущество имеет
разум, который стремится путем аллегорической интерпретации соединить
Писание и разум. В духе древних элеатов и неоплатоников он утверждает,
что истина не множественна, а едина, сама себя создает, движет и
сохраняет. |