Одним из важнейших направлений развития
мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством, был даосизм. В
центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти
начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически
последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью
прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает
в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует
спонтанно, без каких-либо причин.
В онтологическом учении именно понятие пути – дао –
является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние»
человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не
обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».
Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин»
Лао-цзы (старый учитель) считается старшим
современником Конфуция. Согласно ханьскому историку Сыма Цяню, его
настоящее имя было Лао Дань. Ему приписывается авторство книги
«Дао-дэ-цзин» – Книга о Дао (пути) и дэ (добродетели), которая стала
основой дальнейшего развития даосизма (это название книга получила в
эпоху династии Хань). Книга состоит из двух частей (в первой говорится о
пути дао, во второй – о силе дэ) и представляет собой исходные принципы
даоской онтологии.
Дао – это понятие, при помощи которого возможно
дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и
способе существования всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде
проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной
субстанцией, или сущностью. Само Дао не имеет источников, начала,
является корнем всего без собственной энергетической деятельности. «Дао,
которое можно выразить словами, не есть постоянное дао; имя, которое
можно назвать, не есть постоянное имя… Одинаковость – вот глубина
загадочности». В нем же, однако, все происходит (дается), оно –
всепредполагающий путь. «Существует нечто – бестелесное, бесформенное,
а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит
само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угрожает ему.
Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не
знаю. Обозначается как «Дао». Вынужден дать ему имя, называю его
совершенным. Совершенное – то есть ускользающее. Ускользающее – т. е.
удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающееся» (Лао-цзы). Дао,
однако, не определяет телеологический смысл в вещах.
Онтология «Дао дэ цзин» является атеистической, потому
что, согласно дао, мир находится в спонтанном, непредопределенном
движении. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагающая все
остальное, а именно: Дао не зависит от времени, как полоса
возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и
универсальное единство мира. Как понятие, выражающее сущее, дао
существует постоянно, везде и во всем, и, прежде всего, для него
характерно бездействие. Не является оно и средством или причиной некоей
постоянной, упорядоченной эманации вещей.
Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все
непостоянно и конечно. Это возможно благодаря уже известным принципам
инь и ян, которые находятся в диалектическом единстве в каждом явлении и
процессе и являются причиной их изменений и движения. Под их влиянием
происходит развитие вещей, ибо «все несет в себе инь и охватывает ян».
Положения об инь и ян, содержащиеся в «Дао дэ цзин», видимо, опираются
на более ранние учения (см. «Книга перемен») и развивались другими
школами (см. Цзоу Янь). Дао (пути) внутренне присуща собственная
творческая сила дэ, через которую Дао проявляется в вещах при
воздействии инь и ян. Понимание дэ как индивидуальной конкретизации
вещей, для которых человек ищет имена, радикально отличается от
антропологически направленного конфуцианского понимания дэ как
нравственной силы человека.
Онтологический принцип одинаковости, когда человек как
часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единство с
природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о
согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие человека.
Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.
Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека
и мира, к дисгармонии, ибо, «если кто-либо хочет овладеть миром и
манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир – это священный сосуд,
которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им,
уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Главная жизненная задача человека
Соблюдение «меры вещей» является для человека
главной жизненной задачей. Недеяние или, скорее, деятельность без
нарушения этой меры (у вэй) является не поощрением к деструктивной
пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе,
которой является дао.
Чувственное познание опирается только на частности и «заводит человека на бездорожье».
Отход в сторону, отстранение характеризуют поведение
мудреца. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий
муж овладевает миром. Это радикально противоположно конфуцианской
концепции «благородного мужа» (образованного мужа), который должен
упражняться в обучении и управлении другими.
Чжуан-цзы
Чжуан-цзы (369–286 гг. до н. э.),
настоящее имя – Чжуан Чжоу, – наиболее выдающийся последователь и
пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же
принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности
«естественного» упорядочения общества на основе познания Дао Чжуан-цзы
не согласен. Он индивидуализирует познание дао, т. е. процесс и конечный
результат постижения характера существования мира, вплоть до
субъективного подчинения окружающей действительности. Фатализм, который
был чужд Лао-цзы, присущ Чжуан-цзы. Субъективную безучастность он
рассматривает, прежде всего, как избавление от эмоций и
заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены
в дао и их нельзя сравнивать. Всякое сравнение – это подчеркивание
индивидуальности, частности и поэтому односторонне. Знание истины,
истинности не дано познающему человеку: «Бывает ли так, что кто-то прав,
а другой ошибается, или так, что оба правы или оба ошибаются? Это
невозможно знать ни вам, ни мне, ни другим людям, ищущим истину во
мраке». «О чем-то говорим, что оно истинно. Если бы то, что есть
истинность, должно было быть таким с необходимостью, то не нужно было бы
говорить о том, чем оно отличается от неистинности».
Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод
постижения истины, в результате которого человек и мир образуют
единство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который
начинается от забвения различий между истинностью и неистинностью вплоть
до абсолютного забвения всего процесса постижения истины. Вершиной
является «знание, которое уже не является знанием» (Чжуан-цзы).
Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из
ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в
IV в. и особенно в V в. н. э.
«Ле-цзы»
«Ле-цзы» является следующим из даоских текстов и приписывается легендарному философу Ле Юйкоу (VII–VI вв. до н. э.), был записан примерно в 300 г. до н. э.
Вэнь-цзы (VI в. до н. э.) был якобы учеником Лао-цзы и последователем Конфуция.
С точки зрения позднейшего развития в общем различаются
три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и
даосизм бессмертных (сянь).
Последовательно отвергая все институты современной им
цивилизации, даосы отвергали религию в общепринятом смысле этого
понятия. Отвергая божественное Небо, даосы источником всего считали Дао,
которое в их представлении было изначальной бескачественной субстанцией
и порождало все вещи. Вещи же состояли из мельчайших «семян», которые
можно отождествить с атомами. Даосы рассматривали смерть как
перегруппировку этих «семян», так что человек или часть его становится
растением или животным, или их частью. Даосы разрабатывали теорию
происхождения человека из низших животных.
Если конфуцианство – это китайский экзотеризм, то
даосизм – это китайский эзотеризм. У даосизма много общего с буддизмом,
который в форме чань-буддизма получил широкое распространение в Китае.
|