Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его
элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского
общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать,
создавая деспотическое централизованное государство.
Как определенная теория организации общества,
конфуцианство сосредоточивается на этических правилах, социальных нормах
и регулировании управления, при формировании которых оно было весьма
консервативным. Конфуций сам о себе говорил: «Излагаю старое и не создаю
нового». Характерным для этого учения было также то, что вопросы
онтологического характера были в нем второстепенными.
Конфуций (551–479 гг. до н. э.), его имя –
латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель
(собственное имя Кун Цю) считается первым китайским философом.
Естественно, что его жизнеописание было обогащено позднейшими легендами.
Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже в
течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец
жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых
классических книг (цзин). Конфуций был одним из многих философов, учение
которых во время династии Цинь было запрещено. Большой авторитет и
почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань, и вплоть до
новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем. Мысли Конфуция
сохранились в форме его бесед с учениками.
Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы
и суждения» (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для
исследования его воззрений.
Конфуций, обеспокоенный разложением общества,
сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и
почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной
этике личность является личностью не «для себя», но для общества.
Этика Конфуция понимает человека в связи с его
социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к
надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение
для социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае; однако
он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному
положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме
общества.
Изначальное значение понятия порядок (ли), как нормы
конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии
Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у
него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека
к природе и, в частности, отношениям между людьми. Порядок выступает
как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения –
этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению
обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает
времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между
четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью
(дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей,
принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на
службе – точен, человечен и справедлив к людям».
Такое исполнение функций на основе порядка с
необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность –
основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое
существование является настолько социальным, что оно не может обойтись
без следующих регуляторов:
1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
2) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Люди различаются в зависимости от семейного, а затем
социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций
выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные
отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и
правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к
отцу и младшего брата к старшему.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций
вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и
исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций
специально не занимался.
Человек должен поступать так, как велит порядок и его
положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и
человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть
исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков
путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и
которым должно быть вверено управление обществом.
|