Исламское учение рассматривает Коран в качестве
«завершенного пророчества» и видит в этом его превосходство над
священными книгами иудеев и христиан. Согласно Корану, иудеи и христиане
верят в того же Бога, что и мусульмане, это древняя вера праотца арабов
и евреев Авраама (арабск. Ибрахима), и Бог уже посылал людям своих
пророков и Откровение: евреям – Моисея (арабск. Мусу) и Тору, христианам
– Иисуса (арабск. Ису) и Нагорную проповедь.
Однако и иудеи, и
христиане нарушили Завет, исказили и забыли Божье слово и, таким
образом, сделались неверными. (Все же иудеи и христиане, согласно
исламу, занимают особое место в немусульманском мире (т. е. среди
неверных): это люди Писания (ахль аль-китаб). Они, в отличие от
язычников, могут жить в исламском государстве и под его
покровительством, без обязательного обращения в мусульманство). Тогда
Бог, в последней попытке наставить людей на праведный путь, послал им
своего лучшего пророка – «печать пророков» Мухаммеда – и через него
передал свой Завет в наиболее завершенном и полном виде – Коран.
Таким образом, согласно исламской доктрине, Коран – это
окончательное слово Бога, обращенное к людям, мусульмане – особый народ,
избранный Богом для последнего Завета, а ислам, восходящий к древней
вере праотцов и вместе с тем содержащий «завершенное пророчество»,
занимает исключительное положение в кругу религий мира.
Повышенный культ Писания в исламе ярко проявился в
догматическом споре о сотворенности или несотворенности Корана. Согласно
первоначальной и ортодоксальной концепции, Коран не был создан: он, а
также арабские буквы, с помощью которых он был записан, каждое слово
Аллаха, сама книга Коран как физическое тело (прототип земных книг, мать
книги, как сказано в 13-й суре) – существовали всегда, извечно и
хранились на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наибольшей мере
окажется достойным получить слово Бога. Этим человеком стал Мухаммед,
пророк Аллаха.
Рационалистически настроенные противники догмата о
несотворенности Корана, впервые заявившие о себе на рубеже УШ—IX вв.
отрицали тезис о несотворенности под флагом защиты монотеизма. Допущение
извечности и несотворенности Корана, учили они, равносильно наделению
этой книги свойствами Бога, т. е., иначе говоря, признанию наряду с
Аллахом второго Бога – книги; при этом они иронически именовали
защитников догмата о несотворенности Корана «двоебожниками».
Спор о природе Корана не был узко богословской
дискуссией ученых схоластов. В IX—Хвв. он волновал широкие круги
мусульман и нередко приобретал такую остроту, что вызывал тюремные
заключения, телесные наказания и даже вооруженный мятеж (в 846 г.). В
Персии можно было встретить на улице носильщиков, споривших между собой,
сотворен ли Коран или нет. В конце концов, победила ортодоксия: догмат о
несотворенности Корана. Упрек в «двоебожии» был нейтрализован тезисом,
согласно которому Коран «перед Творцом не есть сотворенное». Несогласные
с несотворенностью Корана жестоко преследовались. |