Все христианские совместные богослужения, и в том числе
главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение
отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Завета сочинений отцов
церкви). Литургия (греч. letourgia – общая или
общественная служба, служение) – богослужение, во время которого
совершается таинство евхаристии (благодарения), или причащения верующих к
Богу. Литургия установлена Иисусом Христом в Тайной вечере (церк. – слав. вечеря –
«ужин»): «Сие твори Мое воспоминание» и сохраняет черты совместной
священной трапезы, которая связывает собравшихся с Богом. Отсюда
народно-христианские названия литургии: русск. обедня, лат. missa – «месса», буквально «приготовленное; блюдо, кушанье», к которому восходят англ. mass, нем. die Messe, польск msza, белорусск. (католическ.) гмша).
Состав и последовательность молитв, песнопений и чтений
находится в зависимости от трех временных координат, определяющих место
той или иной службы в трех циклах:
1. В суточном богослужении (по отношению к вечерне, заутрене, литургии).
2. В церковном году (по отношению к так называемым двунадесятым, или непереходящим праздникам, а также праздникам в честь святых, икон и дней памяти).
3. В пасхальном цикле, т. е. по отношению к Великому посту, Страстной недели подвижным, или переходящим праздникам (Пасхе, Вознесению, Пятидесятнице, Духову дню).
Состав текстов суточного цикла, а также
чинопоследования, т. е. порядок следования молитв, песнопений и чтений,
был определен отцами церкви. При этом особой сложностью отличался чин
литургии. В православной церкви был выработан специальный жанр
богослужебных книг для священника и дьякона – Служебник, в котором
содержатся чинопоследования вечерни, утрени и литургии (а также
некоторые другие материалы: иерейские молитвы, в том числе иерейские тайные молитвы (т. е. произносимые шепотом), песнопения, церковный календарь, чин некоторых таинств и т. п.).
В V–VI вв. в Палестине были выработаны правила для
ведения служб по месяцам и дням недели на весь год, а также правила о
службах святым и в честь праздников. Книга таких правил называется Типикон (греч. typikon – образ, тип), или Устав. В
ней содержатся также правила о постах, правила монастырского общежития,
церковный календарь с правилами для исчисления пасхи и другая подобная
информация.
В церковные праздники и в дни памяти тех или иных святых
в службу включаются особые песнопения, молитвы и чтения, посвященные
соответствующему празднику или святому. Существуют специальные
богослужебные книги, в которых содержатся тексты таких добавлений,
расположенные в календарном порядке, по месяцам – это Минеи (греч. menaios – месячный).
В круг тех текстов, которые читают и поют в христианском
богослужении, входят почти все тексты Нового Завета (исключая
«Откровение Иоанна Богослова» – Апокалипсис), ряд текстов «Ветхого
Завета» (особенно широко «Псалтирь»), далее молитвы и песнопения
апостольских времен, Символ веры, святоотеческие гимны и молитвы,
отрывки из житий. Можно сказать, что это избранные тексты из Писания и
Предания, упорядоченные применительно к обряду богослужения, в
соответствии с представлениями о мистическом общении людей с Богом, с
определенным учетом особенностей устного восприятия. Каноничность текста
не была обязательным условием для его включения в круг церковных
чтений. Так, в частности, канонический «Апокалипсис» никогда не читался в
храме – из-за пугающей мрачности его пророчеств и метафорической
усложненности («многосмысленности») его художественного языка. С другой
стороны, в православную службу включен ряд заимствований из
неканонической «Книги премудростей Соломоновых».
В каждой службе есть неизменный компонент, обязательный
для всех служб, и есть компонент переменный, обязательный для некоторых
или даже только для одной службы. Этот изменчивый компонент зависит от
того, в какой день недели и года совершается служба. Каждая служба
изменяется 7 раз в неделю и 355 раз в год. Поэтому книги, используемые в
христианском богослужении, многочисленны и образуют сложную и
достаточно строгую систему.
По составу текстов и композиции те книги Св. Писания,
которые читаются в богослужении, существенно отличаются от
внебогослужебных книг христианского канона. В православной церкви
«Евангелия» и «Послания святых апостолов» разделены на фрагменты разной
длины (10–50 стихов) – так называемые зачала. Отдельное зачало – это
некоторое смысловое единство (например, эпизод священной истории или
притча Христа). Именно такие законченные в смысловом отношении отрывки
из Писания и читаются во время службы.
Кроме того, что все читаемые в храме книги Нового Завета
разделены на зачала, из Византии распространились богослужебные книги, в
которых фрагменты из Св. Писания расположены в том порядке, в каком они
должны читаться на определенных службах, в соответствии со Служебником и
церковным календарем (по неделям и дням).
Важнейшие из таких «перекомпонованных» книг – это апракасные Евангелия, или Евангелия-апракос (от греч. apraktos – нерабочий,
праздничный), т. е. «праздничное Евангелие». Все виды апракосных
Евангелий (воскресное, краткое и полное) открываются чтениями,
полагающимися на страстную неделю – первыми стихами из первой главы
«Евангелия от Иоанна»: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог». Полный апракос содержит ежедневные чтения на весь год, исключая непраздничные дни Великого поста (до страстной недели).
Помимо апракосных евангелий, в церковнославянской книге
имеются также апракосные «Апостолы». «Евангелия» и «Апостол», в
совокупности составляющие почти весь «Новый Завет» (исключая «Откровение
Иоанна Богослова» – Апокалипсис), полностью прочитываются в церкви за
один год.
Еще одним жанром богослужебных книг, составленных из избранных фрагментов Писания, является Паремийник (от греч. paroimia – «поговорка,
пословица; притча»). Он представляет собой собрание паремий, т. е.
рассказов, притч, сентенций из Ветхого или Нового Заветов, которые
читаются на вечернем богослужении, главным образом накануне праздников.
Паремии содержат пророчества о празднуемом событии, объяснение его
смысла, похвалу празднуемому святому и т. п.
Из книг «Ветхого Завета» в христианском богослужении
шире всего используется «Псалтирь». К ней восходит большинство
древнейших христианских богослужебных песнопений, вечерних и утренних
молитв. В православном богослужении «Псалтирь» прочитывается полностью
каждую неделю. Для богослужебных нужд собственно «Псалтирь» часто
соединяют с «Часословом» (сборник молитв и песнопений, приуроченных к
часам долитургического богослужения). Такой расширенный вариант
«Псалтири» в церковнославянской традиции называется «Следованная Псарь».
В допетровской Руси по «Псалтири» и «Часослову» часто учили начальной
церковнославянской грамоте.
В числе важных богослужебных книг должен быть назван также Требник. Это
руководство для священников, содержащее чинопоследование и положенные
молитвы в обрядах так называемого частного богослужения – таких, как
крещение, венчание, отпевание, исповедь, елеосвящение, постриг,
различные молебны (освящение дома, колодца и т. п.). |