Мэн-цзы (Мэн Кэ – 371–289 гг. до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ.
В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы выработал
концепцию человеческой природы; он развивал мысли Конфуция о моральном
благе и отношении образованного к этому благу.
Благо – абстрактная этическая категория, под которой
подразумевается порядок (ли) при следовании путем (дао). Согласно
Мэн-цзы, человеческая природа наделена благом, хотя эта природа и не
всегда проявляется. Так, человек может отклоняться от порядка вещей, от
пути, и происходит это под влиянием обстоятельств, в которых он живет,
ибо в человеке есть и низкие биологические инстинкты. Благо в каждом
человеке может реализоваться четырьмя добродетелями, основой которых
является знание, ибо познание порядка вещей, мира и человека ведет к
реализации в обществе:
1) человечности (жэнь);
2) исправности (и);
3) вежливости (ли);
4) знания (чжи).
В концепции Мэн-цзы последовательно проводится
выдвинутый Конфуцием принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). К
иерархии пяти связей в этом принципе Мэн-цзы относит также правителя,
который должен быть знающим, мудрым и обладать моральной силой (дэ). Для
его власти характерен принцип человечности (жэнь чжэн). Если же
правитель игнорирует этот принцип, а личную силу, исходящую от знания,
заменяет тиранией (ба), народ имеет право его свергнуть. Эта, по сути,
политическая программа тесно связана также с принадлежностью человека к
миру, обращенной к небу (тянь). Небо Мэн-цзы понимает как идеальную
силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией (значит, и
властью). Человек существует благодаря небу и поэтому является его
частью, так же как и природа. Различие между тянь, которое сообщает
человеку природу его существования, и человеком может быть преодолено
культивированием, совершенствованием этой природы до чистой формы. |