В сравнении с христианством и особенно православием,
мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и
однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств,
песнопений, музыки. Одна из пяти важнейших ритуальных обязанностей
каждого мусульманина состоит в канонической молитве-поклонении – салят
(арабск.), или по-персидски – намаз. Салят совершается пять раз в сутки,
в определенные часы (по солнцу). В урочное время специальный служитель
мечети – муэдзин (буквально – «приглашающий, объявляющий») с башни
минарета или просто пригорка призывает правоверных к обязательной
молитве.
Призыв состоит из нескольких формул, повторяемых без
изменений. Мусульманин может молиться не только в мечети, но и в доме, в
поле, вообще в любом ритуально чистом месте и на специальном коврике
(или циновке). Молитве обязательно должно предшествовать ритуальное
омовение, для чего возле мечети устраивают специальные небольшие
бассейны. Молитвой руководит имам – предстоятель на молитве, духовный
руководитель, глава мусульманской общины. Читает молитвы, говорит
проповедь мулла. Однако, строго говоря, ни муэдзин, ни мулла, ни имам не
являются священнослужителями: в исламской догматике нет аналогов
христианской категории священства как особой благодати, Божьего дара.
В ритуальной молитве мусульманина нет просьб, даже таких
общих, как «Господи, помилуй! или Господи, спаси!» В саляте (намазе)
выражается и подтверждается верность и покорность Аллаху.
Когда говорят о саляте (намазе), то уместнее глаголы совершать, творить, нежели произносить или шептать.
Мусульманин не может помолиться лежа в постели, на ходу
или на скаку – в исламе невозможно молиться между прочим. Салят – это
отдельный, самостоятельный акт души и воли, полностью посвященный Богу.
Здесь очень важны ритуальные телодвижения, поэтому строго определены,
как бы канонизированы не только сами телодвижения и жесты, но и то, с
какой словесной формулой они должны совпадать.
Вначале, стоя и подняв руки до уровня плеч, мусульманин
произносит формулу славословия «Аллаху акбар!» («Аллах всемогущ!»).
Затем, продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает
«Фатиху», первую суру Корана, в 7 стихах которой содержатся основные
догматы ислама.
Затем молящийся склоняется так, чтобы ладони коснулись
колен. Потом выпрямляется и поднимает руки, произнося: «Аллах слушает
того, кто воздает ему хвалу». Затем становится на колени и прикладывает
ладони к земле. Далее наступает кульминация ритуала: молящийся
распростерт на полу (на коврике), причем так, чтобы нос касался земли.
Затем молящийся присаживается, не вставая с колен, после чего снова
простирается на полу.
Таков один цикл (ракат), при этом каждая из 5 ежедневных
обязательных салятов (молитв) состоит из нескольких таких циклов.
Саляты, совершаемые в разное время суток, отличаются количеством таких
циклов, но не их структурой и содержанием.
В мечетях читается только Коран; пятница – день
обязательной совместной молитвы, в этот же день в мечетях звучит
проповедь. Коран читают несколько нараспев и обычно по памяти
(профессионалы должны знать Коран наизусть).
Правоверным мусульманам предписано молиться пять раз
день, причем не обязательно в мечети (можно и дома, в поле, дороге).
Однако раз в неделю, по пятницам, мусульмане должны молиться в мечети, и
тогда произносится главная недельная проповедь (предшествующая
молитве) – хутба. Пятничную, а также праздничную проповедь произносит
особое духовное лицо – хатыб; часто он же является и имамом мечети.
Проповедь в значительной степени ритуализована: ее произносят в особой
одежде, требуется состояние ритуальной чистоты у хатыба, исполнение
близко к рецитации.
В отличие от христианства, в исламской проповеди не
толкуется и не обсуждается Писание. Комментарий к Корану – это область
не столько этики и дидактики, сколько права и политики. Поэтому
комментирование Корана (тафсир) обращено в большей мере к
профессиональным знатокам Корана – богословам и юристам, чем ко всем
верующим. В наше время в ряде исламских государств содержание пятничной
проповеди контролируется светскими властями; иногда ее составляют
непосредственно государственные чиновники.
|