Особая роль в разработке мировоззрения новой эпохи
принадлежит России – в силу ее особого метафизического статуса. Не раз
уже высказывалась точка зрения, что Россия, дескать, является неким
мостом между Востоком и Западом и имеет черты, как Востока, так и
Запада. Однако на наш взгляд, гораздо ближе к истине те авторы, которые
утверждают, что Россия имеет свою собственную глубочайшую сущность,
отличающую ее как от Востока, так и в особенности – от Запада.
Особо
отметим в этой связи крупнейшего современного эзотерика и
писателя-метафизика Юрия Мамлеева, убедительно показавшего в своих
произведениях, что Россия образует свою собственную метафизическую
реальность, так сказать – «третью реальность», не зависящую ни от
Востока, ни от Запада. При этом, несомненно, Россия имеет как некоторые
западные, так и восточные черты, последние, конечно – в большей степени.
О близости православия, с его принципами мистического созерцания к
восточным доктринам – говорить не приходится. Эта близость не раз уже
исследовалась, и она тем более многозначительна, что касается главным
образом духовной практики, а не просто догм, хотя и в теории обожения и в
теории догматической сдержанности православие очевидным образом
приближается к восточным учениям.
Если же говорить о русской духовности вообще, то здесь
явно видны довольно глубокие сферы пересечения с Восточным подходом.
Это, прежде всего, проблема внутреннего «Я» человека – русской традиции,
как известно, присущ поиск «Я» – бездны и тайн человеческой души. Тот
факт, что проблема истинного «Я» стоит в центре Восточной традиции –
также хорошо известен. Разумеется, тенденции этого поиска в России во
многих аспектах отличаются от тех, которые имеют место в Индии, тем
более что русский поиск еще совершенно незакончен, в то время как в
Индии все, что находится в ее метафизических пределах уже почти
завершено. Тем не менее, этот поиск истинного внутреннего «Я» человека
имеет ряд общих черт с Восточным подходом, которые легко могут быть
выявлены на примерах из истории русской культуры. В подтексте
классической русской литературы лежит глубочайшая метафизика и
философия, которые зашифрованы в виде тончайшего потока образов –
художественный образ глубже абстрактной идеи и именно образ может лучше
всего выразить весь таинственный подтекст метафизики. Русская литература
по праву считается самой философичной литературой в мире. Не случайно
Фридрих Ницше считал Ф. М. Достоевского величайшим знатоком человеческой
души и знакомство с его произведениями относил к одной из крупнейших
удач своей жизни. Россия, оставаясь православной страной, впитала и
может еще впитать в себя, как на эзотерическом, так и на экзотерическом
уровнях, глубинные черты мышления Востока, особенно Индии. Эти черты,
эти особенности мышления и духа, уходящие вглубь духовного родства между
Россией и Индией, могут стать и становятся частью современной русской
культуры. Вне всякого сомнения, эта «восточность» своеобразно
преломляется и перерабатывается в соответствии с русским духовным
опытом. Но ее глубинность, учитывая духовное родство русской и индийской
культур, может придать совершенно новую и неожиданную окраску будущему
русскому мышлению и культуре и помочь их самобытному развитию.
Однако, несмотря на свою глубинную внутреннюю близость
Востоку, Россия в духовном отношении не отделена «китайской стеной» и от
Запада – хотя бы уже потому, что она является на протяжении тысячи лет
христианской страной и «коллективное бессознательное», то есть «душа»
русского народа, сформировалась под определяющим влиянием именно
христианской религии в ее наиболее аутентичной – православной форме.
Таким образом, русский народ духовно переработал и как
бы сплавил внутри себя в единое органическое целое, как Восток, так и
Запад, сохраняя при этом всю свою духовную самобытность и не принадлежа
ни тому, ни другому. Естественно, поэтому, что наиболее значимые попытки
глобального мировоззренческого синтеза Востока и Запада, а также –
религии, философии, науки и создания на этой основе, отвечающего
потребностям времени мировоззрения новой эпохи, были предприняты, прежде
всего, мыслителями, сформировавшимися в лоне именно русской культуры. |