Первым этапом собственно человеческой истории является,
как известно, первобытно-общинная эпоха. В этот период заканчивается
формирование человека как особого биологического вида. На границе
раннего и позднего палеолита зоологическая, стадная организация плавно
перетекает в родовую структуру, представляет собой уже исходный
человеческий коллектив. Последующее развитие ведет к возникновению
общинно-родового уклада и вырабатыванию всевозможных методов социальной
жизнедеятельности. Согласно имеющимся в исторической науке
представлениям, хронологически этот период начинается в позднем
палеолите и захватывает отрезок времени вплоть до начала неолита. В
«социальном пространстве» ему соответствует движение человечества от
ранних форм социальной организации (род) до первобытной соседской
общины.
Для первобытности особенно присуща высокая степень
соединения человеческого бытия со всем, что протекает в окружающей
природе. Отношения к земле и небу, климатическим изменениям, воде и
огню, растительному и животному миру в условиях присваивающего
(собирательно-охотничьего) хозяйства являлись не только объективно
необходимыми факторами человеческого существования, но и составляли
непосредственную сущность жизненного процесса. Единство бытия человека и
природы, очевидно, должно было выразиться в отождествлении того и
другого уже на уровне «живого созерцания». Зарождающиеся на основе
полученных ощущений представления связывали и хранили впечатление от
чувственного восприятия, причем мысль и чувство являлись как нечто
единое, неотрывное друг от друга. Можно допустить, что результатом могло
стать наделение умственного образа свойствами воспринятого через
чувства природного явления. Подобное «слияние» природы и ее
чувственно-образного отражения выражает качественное своеобразие
первобытного сознания.
Для первобытности становятся характерными такие
особенности архаического мировосприятия, как отождествление
человеческого бытия с природным и подавляющее преобладание коллективных
представлений в индивидуальном мышлении. В единстве они образуют
специфическое состояние психики, которое обозначается понятием первобытный синкретизм. Содержание
этого типа психической деятельности заключено в недифференцированном
восприятии природы, человеческой жизни (в ее общинно-родовом качестве) и
чувственно-образной картины мира. Древние люди были настолько включены в
окружающую их среду, что мыслили себя сопричастными решительно всему,
не выделяясь из мира, тем более не противопоставляя себя ему.
Первобытной целостности бытия соответствует не расчлененное на особые
формы примитивно-целостное сознание, для которого, упрощенно говоря,
«все является всем».
|