Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в.
до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на
сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы
был виднейшим конфуцианцем периода ста школ.
Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь (тянь
дао) и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование.
Вместе с землею небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что
человек является частью природы. Более того, в противовес Мэн-цзы он
выдвигает тезис о дурной природе человека, а все его способности и
хорошие свойства являются результатом воспитания. Люди организуются и
объединяются в общество, чтобы одолеть природу. Делают они это, однако,
при строгом разграничении функций и отношений. «Если мы определяем
границы морального сознания, то мы имеем гармонию. Гармония означает
единство. Единство умножает силы… Если человек сильный, он может
побеждать вещи».
Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы.
1. Явления неживые, состоящие из ци-материального вещества.
2. Явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие шэн – жизнью.
3. Явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие чжи – сознанием.
4. Человек, состоящий из материального вещества,
живущий, обладающий сознанием, имеющий, кроме того, и моральное сознание
– и. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и
понятия, различать и четко определять явления действительности. Здесь
можно заметить отзвук «Книги перемен».
Сюнь-цзы касается и вопросов онтологии языка. Понятийное
освоение действительности происходит при помощи разума. Чувственное
соприкосновение с реальностью является первой ступенью познания,
следующая ступень – разумное познание (синь – буквально: сердце). Разум
должен удовлетворять трем основным условиям, из которых главное –
«чистота» разума от всех психологизирующих помех.
Сюнь-цзы, хотя его и причисляют к конфуцианцам,
преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной
этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно,
предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию.
Такой подход, равно как и подчеркивание абсолютного авторитета
правителя, приближает его к школе легистов. |