Первые записи отдельных речей пророка делались еще при
его жизни. Их полный свод был составлен в 655 г., т. е. менее чем через
четверть века после смерти основателя религии. Однако циркулировало
несколько различных и разноречивых списков, «так что ссылались не на
Коран вообще, а на Коран такого-то» (Бартольд), что в условиях молодого
мусульманского общества грозило религиозно-политической нестабильностью.
Окончательный сводный текст Корана был установлен в
856 г. после изучения и отбора ряда списков по приказу Османа, зятя
Мухаммеда, хронологически третьего халифа пророка (арабск. халиф –
преемник, заместитель), вошедшего в историю ислама как «собиратель
Корана». Османовскую редакцию разослали в нескольких списках по главным
городам, а все прежние списки было приказано сжигать. «Османовский
Коран» стал официальным текстом, принятым в исламе и в наши дни.
Неканонических списков Корана не сохранилось, и сведения об их
особенностях крайне скудны.
Тем не менее, и у мусульман еще несколько веков были
проблемы, связанные с каноничностью Писания, точнее, его звукового
воплощения. Османовская редакция кодифицировала состав и
последовательность сур и их лексико-семантический план. Однако
сохранялись серьезные расхождения в чтении Корана (что связано с
неточностью арабского письма, в котором краткие гласные не имели
буквенного выражения).
Эти расхождения вызывали все большее беспокойство
верующих. Наконец в X в. семь авторитетнейших богословов, к каждому из
которых было приставлено по два опытных чтеца Корана, признали
каноническими семь способов чтения Корана. Из этих семи вариантов сейчас
практически используются только два. Заметим, что трудности с
каноническим чтением Корана стимулировали раннее и успешное развитие у
арабов фонетических знаний. |