Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского
мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлынули
мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего
религиозные. Их спектр чрезвычайно широк – от католичества и
протестантизма до саентологии и дианетики. Неискушенный в
мировоззренческом отношении человек подчас теряется в этом изобилии
«духовной пищи», оказывается неспособным не только распознать «рецепты
приготовления» различных «духовных блюд», но и ясно осознать глубокие
социально-культурные различия, существующие даже между отдельными
христианскими конфессиями, не говоря уже об осознании того факта, что
при кажущихся несущественными богословских расхождениях, различия между
ними в образе устроения духовной жизни человека – огромны.
Когда новые поколения вырастают в лоне той или иной
церкви, вопрос мировоззренческого выбора решается как бы сам собой. Те,
для кого нормой нравственной жизни становится религиозность,
воспринимают каноны и культы религии, традиционной для данного общества,
просто под влиянием воспитания и образования. Те же, кому присуща
нравственность безрелигиозная, не принимая соответствующих канонов и
культов, все-таки системой образования и воспитания приобщаются обычно к
тем нравственным чувствам, понятиям и ценностям, которые присущи
культуре данного общества и выражены в специфической для него
религиозной форме. Когда в обществе бытует несколько религий, как,
например, в Китае (конфуцианство, даосизм, буддизм), или в России
(православие, ислам, буддизм) и тогда тоже взаимодействие
соответствующих религий создает определенную нравственную атмосферу,
которая и воспринимается безрелигиозной частью населения, включенного
таким образом в целостный культурный контекст данной страны, группы
стран, цивилизации.
Своеобразие нынешних исторических условий таково, что
каждый стоит перед довольно широким спектром различных возможностей и
любой выбор – это его и только его право. Каждый волен сам сделать свой
духовный выбор, но каждый должен полностью осознать значение и
ответственность этого выбора. А, осознавая свой выбор, человек не может
не задуматься и о себе – «Кто я такой?! На какой земле вырос?! К чему
это меня обязывает?!»
Однако выбор, перед которым стоит сегодня не отдельный
человек, а все человечество, существенно иной – ведь кризис,
переживаемый нашей страной, есть лишь концентрированное выражение
общемирового, общецивилизационного кризиса. А этот кризис, в свою
очередь, есть результат кризиса лидирующей в современном мире Западной
цивилизации. Пожалуй, наиболее ярким примером осознания этого кризиса
стали материалы и решения Всемирной конференции ООН по окружающей среде и
развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Эта встреча на
высшем уровне явилась беспрецедентным событием, она собрала вместе
больше глав правительств, чем какая либо иная встреча в истории.
В
важнейшем документе, принятом этой Конференцией – «Повестке дня на XXI
век», было констатировано, что мировое общественное развитие не может
продолжаться в прежнем русле, так как в этом случае необратимые
катастрофические изменения в масштабе всей планеты наступят максимум
через 30–50 лет и полная и окончательная гибель всего человечества
станет лишь вопросом времени. Между тем, ценности, которые привели к
такому результату, это ценности Западной цивилизации, основанной на
пресловутой «протестантской этике», которую сейчас так агрессивно
навязывают русскому народу. |