С расширением спектра человеческой деятельности в ее
орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный
материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения
усилий. Зарождается институт частной собственности. Возникают
структурно сложные образования (ремесла, военное дело, системы
землепользования и скотоводства), которые уже невозможно отождествить с
каким-то единственным основанием (духом, фетишем, тотемом) в пределах
земного бытия. На уровне мифологических представлений указанные процессы
также вызывают ряд эволюции. Повсеместная одушевленность предметов и
явлений трансформируется в многогранные обобщающие образы определенных
областей жизни. Будучи предельно общим выражением действительности, эти
образы тождественны ей, т. е. сами и являются действительностью, но в
восприятие людей они входят индивидуализированными, с конкретными
чертами внешности, характера, собственными именами.
Олицетворенные персонажи все чаще приобретают
антропоморфный облик, наделяются вполне понятными человеческими
качествами. В развитых мифологиях они превращаются в различные божества,
которые вытесняют и заменяют духов, тотемных предков, разнообразные
фетиши. Такое состояние обозначается термином политеизм («многобожие»).
Обычно переход к политеистическим верованиям сопутствовал распаду
родоплеменных структур и формированию ранней государственности. Каждому
божеству отводилась определенная сфера управления в природе и обществе,
складывались пантеон (собрание богов) и иерархия богов. Возникают мифы,
объясняющие происхождение богов, их родословную и взаимоотношения внутри
пантеона (теогония). Политеизм предполагает довольно сложную систему
культовых действий, адресованных конкретным богам и пантеону в целом.
Это существенно повышает значение жречества, профессионально владеющего
знанием ритуала.
С развитием государств богам все чаще отводится роль
высшей санкции устанавливаемых людьми социально-политических порядков.
Организация земной власти находит отражение в пантеоне. Выделяется, в
частности, культ главного, верховного бога. Остальные утрачивают былое
положение вплоть до преобразования их функций и свойств в качества
единственного бога. Возникает монотеизм (единобожие). Следует
подчеркнуть, что прежние ориентации сознания на волшебные и
чудодейственные способы решения человеческих проблем и при многобожии, и
при единобожии сохраняются.
Большинство верований и ритуалов по-прежнему входят в
жизнь людей посредством «механизмов» мифосознания. Однако в целом роль
мифов, их удельный вес в общественном сознании претерпевают значительные
изменения. Меняются социальные отношения в обществе, меняется и сам
человек. Овладевая природой, он вырабатывает такие способы
удовлетворения своих потребностей, которые не нуждаются в дополнении
магической операцией. Но самое принципиальное изменение состоит в том,
что люди начинают по-иному воспринимать окружающий мир. Мало-помалу он
лишается таинственности и недоступности. Овладевая миром, человек
относится к нему уже как внешняя сила. В какой-то степени это стало
подтверждением растущих возможностей, могущества и относительной свободы
человеческого сообщества от природной стихии. Однако, выделившись из
природы и сделав ее объектом своей деятельности, люди утратили прежнюю
целостность бытия. На место ощущению единства со всем мирозданием
приходит осознание себя как чего-то отличного от природы и
противопоставленного ей.
Разрыв возникает не только с природой. При новом типе
социальной организации (соседская община, раннеклассовые отношения)
уходит в прошлое уклад жизни, который культивировался из поколения в
поколение и определял содержание первобытного сознания. Обрывается связь
с родом. Жизнь индивидуализируется, возникает различение собственного
«я» в среде других человеческих существ. То, что архаическим
мифосознанием понималось непосредственно и «очеловечено», оказывается
уже чем-то внешним для людей. Буквально воспринимать миф как подлинное
содержание жизненного процесса становится все труднее. Не случайно
зарождается и усиливается аллегорическая традиция – истолкование
древнего мифа как оболочки, удобной для передачи знаний о природе,
этических, философских и других идей. Сама мифология переходит в новое
качество. Она утрачивает универсальность и перестает быть доминирующей
формой общественного сознания.
Происходит постепенная дифференциация
«духовной» сферы. Идут накопление и обработка естественно-научных
знаний, развивается философское и художественное осмысление мира,
образуются политические и правовые институты. Одновременно наблюдается
становление такой ориентации в верованиях и культе, которая
разграничивает области мирского (природного и человеческого) и
сакрального. Так устанавливается идея особой, мистической связи земного и
неземного, воспринимавшаяся как сверхъестественное, т. е. религия. |