Точно и конкретно сформулировать понятие «религия»
невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей
степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят.
Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях
он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» –
связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может,
что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо
священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные
элементы религии.
1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим
может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий
никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны.
Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от
здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные
чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от
священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую
роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и
«высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и
систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе
подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна.
Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира.
Вера
всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей
между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.
Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия
и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с
ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных
абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей
церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством
человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни
людей.
2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более
упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание
принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о
богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах
жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и
т. п. Основатели религиозного учения – специально образованные и
подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки
зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую
высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение
выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» – богословие. Если
религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования
и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают
конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные
тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).
3. Религия не может реализоваться без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры
проповедуют и передают свою веру, теологи пишут научные труды,
преподаватели учат основам своей религии и т. д. Но корень религиозной
деятельности – это культ (от лат. cultus – «возделывание,
уход, почитание»). Под культом подразумевается вся совокупность
поступков, которые реализуют верующие с целью поклонения Богу, богам или
каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы,
проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия
могут быть магическими (от лат. mageia – «чародейство,
колдовство, волшебство»), т. е. такими, которые помогают особым людям
или служителям культа таинственным, непознаваемым способом влиять на
окружающий мир, на других людей, изменить природу и особенности тех или
иных предметов. В отдельных случаях упоминают о «белой» и «черной»
магии, т. е. колдовстве с притягиванием светлых, Божественных сил и
темных сил дьявола. Тем не менее магические колдовские акты всегда
подвергались критике и порицаются большинством религий и церквей,
считаясь «происками нечистой силы». Немного другой род культовых
действий – символические обряды (от греч. simbolon – «условный,
вещественный опознавательный знак»), который только копирует или
имитирует действия какого-либо божества с целью напоминания о нем. Можно
назвать также определенные типы обрядов и иных религиозных действий,
бесспорно не относящиеся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения
набожных людей, содержащие сверхъестественный, таинственный и
непостижимый элемент. Они проводятся для того, чтобы «раскрыть Бога в
себе самом», объединиться с ним посредством «растворения в Боге»
собственного сознания. Подобные действия обычно именуются мистическими (от гр. mustika – «таинственный»).
Мистические обряды могут влиять не на всех, а только на посвященных во
внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики находят
место во многих религиях, в том числе и великих мировых. Есть такие
религии (как древние, так и современные), в теориях которых доминирует
мистический элемент. Их религиоведы так и называют – мистическими. Для
того, чтобы осуществлять культ, нужны церковное здание, храм (или
молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь,
облачения священства и т. п.) и многое другое. Для отправления культовых
действий во многих религиях требуются специально обученные
священнослужители.
Каждая религия разрабатывает свои правила служения
культа. В целом роль культа в религии невероятно велика: люди,
осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются впечатлениями и
информацией, любуются блестящими произведениями архитектуры, живописи,
слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличивает религиозные чувства людей, объединяет их и ведет к
достижению высшей духовности. 4. В процедуре отправления культов и всей
своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества,
называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие
«церковь» как организация от того же самого понятия, но в значении
«церковное здание»).
В некоторых случаях вместо слов «церковь» или
«религия» (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. confessio – «церковный,
вероисповедальный»). В русском языке к этому термину ближе всего по
значению слово «вероисповедание» (говорят, например, «человек
православного вероисповедания»). Смысл и суть группирования верующих по –
разному понимаются и объясняются в разных религиях. Например, в
православном богословии церковь – это соединение всех православных:
живущих ныне, а также уже умерших, т. е. бытующих в «жизни вечной»
(учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь понимается в
качестве некоего вневременного и внепространственного начала. В других
религиях под церковью понимается просто сплачивание единоверцев,
признающих определенные догматы, правила и нормы поведения. Некоторые из
церквей делают упор на особую «посвященность» и обособленность своих
членов от всех окружающих, другие, наоборот, открыты и доступны для
всех. Как правило, у религиозных обществ есть организационное строение:
органы управления, объединительный центр (например, римский папа,
патриархия и т. п.), монашество со своей индивидуальной организацией;
иерархия (соподчинение) духовенства. Имеются религиозные учебные
учреждения, подготавливающие священников, академии, научные центры,
хозяйственные организации и т. п. Правда, все перечисленное абсолютно не
обязательно для всех религий. Под термином «церковь» обычно
подразумевают обширное религиозное объединение, имеющее глубокие
духовные устои, проверенные временем.
Отношения в церквях сложены
веками, часто в них имеется деление на священнослужителей и простых
мирян. От церквей принято отличать секты. Это слово несет в себе
отрицательную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно
означает всего лишь учение, направление, школу. Сектой может являться
противоположное течение внутри какой-либо церкви, которое может стать со
временем и господствующим, а может бесследно исчезнуть. В
действительности секты рассматриваются более конкретно: как объединения,
образовывающиеся вокруг какого-либо лидера. Они отличаются
замкнутостью, изолированностью, строгим контролем над своими членами,
распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную
жизнь. Случается, что секты отбирают права на собственность своих
приверженцев, делая последних постоянными профессиональными миссионерами
и вербовщиками новых членов секты. |