В отличие от иудаизма и ислама, в христианстве важнейшие
принципы права содержатся не в конфессиональных, а в светских текстах,
восходящих к дохристианским источникам. Христианские народы, подчиненные
некогда Риму, по мере развития цивилизации, постепенно начинали
принимать величайшее достижение античной культуры – римское право,
тщательно кодифицированное и детально разработанное в самых жизненно
важных областях – в гражданском и уголовном праве.
Юридические темы в конфессиональной книжности христиан
связаны с особой областью права – с церковным, или каноническим правом.
Юрисдикции канонического права подлежали вопросы внутрицерковной
организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
Если в иудаизме и исламе основные принципы
конфессионального права (как и гражданского) содержатся в Св. Писании – в
Танахе и Коране, то источники канонического права у христиан связаны не
с Писанием, а с Преданием. Это правила отцов церкви, решения вселенских
и поместных соборов, папские декреты.
Церковные законы так или иначе связаны со светским
законодательством и светской властью и вообще больше зависимы от местных
условий (чем, допустим, христосологические разногласия). Поэтому в
области церковного права задолго до официального (в 1054 г.) разделения
христианской церкви на католическую и православную стали складываться
черты, которые углубляли различия между восточным и западным
христианством.
В Византии первую кодификацию церковных правил провел
выдающийся законовед, до пострижения – антиохийский адвокат, а затем
константинопольский патриарх Иоанн Схоластик (565–571).
Подготовленный им сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, назывался «Номоканон» (от греч. nomos – «закон» и капоп – «норма, правило»).»Номоканон» в редакции патриарха Фотия (IX в.) был переведен на старославянский язык св. Мефодием (братом св. Кирилла-Константина). Эта редакция легла в основу русской «Кормчей книги» (XII в.) –
сборников правил церкви и касающихся ее государственных постановлений
(из «Русской правды», княжеских уставов,»Мерила праведного» и других
правовых источников). «Кормчая книга» на Руси известна в нескольких
редакциях, большинство ее списков относится к XIV–XVI вв.; последние печатные издания – к 1804 и 1816 гг.
На Западе первый сборник церковных законов был составлен в VI в. и подтвержден Карлом Великим в 802 г. Первая
кодификация разных сводов была проведена в ХП в. Наиболее полным
собранием церковных законов стал сборник «Corpus juris canonisi» 1582 г.
В католическом мире в средние века, в том числе в
европейских университетах, каноническое право существовало и
конкурировало с гражданским правом (Jus canonise против jus civile, канонисты
против цивилистов, или легистов). По мере секуляризации постепенно
сфера действия канонического права во всех христианских странах сужалась
до церковной жизни.
|