Итак, особенностью бытия и сознания людей первобытной
эпохи является своеобразная целостность, объединяющая в комплексе
природное и человеческое, чувственное и умозрительное, вещественное и
образное, объективное и субъективное. Прямая зависимость от
непосредственных условий существования стимулировала такой склад
психики, при котором адаптация к миру должна была состоять, вероятно, в
максимальной самоидентификации с окружающей средой.
Коллективная
организация жизни распространяла тождество человека и природы на все
родовое сообщество. В результате утверждается доминирующее положение
надындивидуальных установок сознания, имеющих обязательное и неоспоримое
значение для каждого. Наилучшим способом закрепить их в подобном
статусе могла бы быть, прежде всего, ссылка на не подлежащий сомнению
абсолютный авторитет. Им и становятся символы рода – тотемы либо иные
фетишизируемые объекты, вплоть до сакрализации родовой верхушки. Есть
немало оснований полагать, что определяющими для содержания первобытных
верований были именно практические потребности. В древних поверьях
фиксировались необходимые для организации и сохранения общинно-родового
уклада моменты жизнедеятельности (в труде и быте, брачных отношениях,
охоте, борьбе с враждебными коллективами). Синкретизм сознания
обусловливает сочетание этих реальных отношений с иррационалистическими
взглядами, доводя их до взаимопроникновения и полного слияния.
Слово
становится тождественно делу, знак – предмету, идеи получают
персонифицированный облик. Возникающие представления и образы
переживались и «проживались» человеком прежде всего как сама
действительность. Можно предположить, что общественное сознание
первобытно-родовой формации не знало противопоставления земного
неземному. В нем не было персонажей или явлений, стоявших за пределами
посюстороннего, в области трансцендентных сущностей. Это сознание не
допускало удвоения мира. Окружающее воспринималось в его сопричастности
человеку, не распадаясь на поддающееся освоению и неподвластное.
К тому
же жизненные потребности не давали устояться пассивно-созерцательному
отношению к миру, направляя его в деятельное русло и усиливая средствами
магии. Таким образом, в первобытную эпоху складывается особый тип
сознания. В нем нет четкого различения реального и идеального, фантазия
неотделима от подлинных событий, обобщение действительности выражается в
чувственно-конкретных образах и подразумевает их непосредственное
взаимодействие с человеком, коллективное преобладает над индивидуальным и
почти полностью его замещает.
Воспроизводство такого типа психической деятельности
должно было привести к возникновению «конструкций», позволявших
передавать коллективный опыт древних людей в форме, адекватной
первобытному мировосприятию. Этой формой, соединившей в себе
чувственность и эмоциональность с дидактичностью, а понятность и
доступность усвоения – с побудительно-волевой мотивацией к действию,
становится миф (от греч. mythos – «предание, сказание»). В
наше время этим словом и производными от него («мифическое»,
«мифотворчество», «мифологема» и т. п.) обозначается, подчас
неоправданно, широкий класс явлений: от индивидуального вымысла в
какой-нибудь житейской ситуации до идеологических концепций и
политических доктрин. Но в некоторых областях понятия «миф», «мифология»
необходимы. Например, в науке понятие «мифология» обозначает формы
общественного сознания первобытной эпохи и области научного знания,
относящегося к мифам и способам их изучения.
Впервые феномен мифа
возникает на архаической стадии истории. Для общинно-родового коллектива
миф не только повествование о каких-то природно-человеческих
взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность. В этом смысле
миф и мир тождественны. Вполне уместно поэтому определить осознание мира
в первобытно-общинную эпоху как мифосознание. Через миф
усваивались некоторые аспекты взаимодействия людей внутри рода и
отношение к окружающей среде. Однако отсутствие основного условия
процесса познания – различение субъекта и объекта познавательной
деятельности – ставит под сомнение гносеологическую функцию архаического
мифа. Ни материальное производство, ни природа не воспринимаются
мифосознанием в данный период как противостоящие человеку, поэтому не
являются объектом познания. В архаическом мифе объяснить – значит
описать в каких-то вызывающих абсолютное доверие образах (этиологическое
значение мифа). Это описание не требует рассудочной деятельности.
Достаточно чувственно-конкретного представления о действительности,
которое одним фактом своего существования возводится в статус самой
действительности. Представления об окружающем для мифологического
сознания тождественны тому, что они отражают.
Миф способен объяснить
происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это
вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о
возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем
«перводействия», либо просто ссьшаясь на прецедент. Безусловная
истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему
разделения знания и веры. В архаическом мифе обобщающий образ всегда
наделен чувственными свойствами и уже потому есть неотъемлемая часть,
очевидная и достоверная, воспринимаемой человеком действительности. В
своем первоначальном состоянии анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и
различные их комбинации отражают это общее свойство архаического
мифосознания и являются, по существу, его конкретными воплощениями. |