Леонтий, епископ Ростовский, считается
первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из
самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем
чрезвычайно скудны и крайне противоречивы.
Житие святого было составлено, вероятно,
в 60-е годы XII века. Оно сохранилось во множестве списков, однако
очень бедно фактическими подробностями. Даже главное событие в жизни
святого Леонтия — крещение им местных ростовских язычников — описано
здесь слишком обще и содержит очень мало достоверных фактов. Сохранился
еще один источник сведений о епископе — краткое упоминание в Патерике
Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но
свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.
Согласно Житию, Леонтий родился в
Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, откуда и был
отправлен в Ростов. Однако из послания епископа Владимирского Симона,
одного из авторов Киево-Печерского патерика, известно, что святой был
пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским.
Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика:
дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по
инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который именно в это
время стремился к церковной независимости Ростова от Киева;
следовательно, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком,
хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству
непосредственно из Византии.
Неизвестно и то, когда именно Леонтий
стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на
ростовской кафедре — Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев
враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова. Леонтий
первым стал утверждать новую веру в крае, населенном славянскими и
финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х
годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило
распространение только среди приближенных князя.) Житие сообщает, что
Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря — финно-угорское племя, жившее
на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к
пастырскому служению в Ростове.
О
проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой
проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как
младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться
Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем
неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и
стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И
устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить».
Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в
ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все
замертво. Но святой своей молитвой сделал всех здоровыми, и научил
верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».
Житие рассказывает, что вскоре после
этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с
миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит
свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине
святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи
склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб
во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь
около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во
всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи
упомянут новый ростовский епископ Исаия.
Мощи святого Леонтия (как и его
преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове
Успенского собора. Первоначально была заложена небольшая церковь,
рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую
церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копании рва в
передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали
нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу
Боголюбскому, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив
Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов
каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени
начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей
Северо-Восточной Руси.
Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей. |