О жизни преподобных Сергия и Германа,
основателей знаменитого Валаамского монастыря (на одном из островов
Ладожского озера), нам известно чрезвычайно мало. Историки спорили и
спорят о времени их жизни (и, следовательно, о времени основания
Валаамской обители), причем датировки — и это кажется совершенно
невероятным — колеблются в пределах едва ли не полутора тысячелетий.
Монастырское предание, согласно которому начало обители связано с
проповедью в Новгородских пределах святого апостола Андрея (I век нашей
эры), а преподобный Сергий является его прямым учеником, ныне вряд ли
может быть воспринято всерьез. Но и поныне начало монастыря возводят то к
временам святой княгини Ольги (IX век), то к временам Крещения Руси
Владимиром Святым (X век), то к XII, а то и к XIV веку или даже к концу
XIV — началу XV века. Не сохранилось и Житие преподобных Сергия и
Германа (скорее всего, оно никогда и не существовало), а отдельные
фрагментарные упоминания о первоначальниках Валаамской обители
встречаются исключительно в поздних источниках (самое раннее XVI века).
Некоторая ясность относительно времени
жизни прославленных русских святых появилась совсем недавно — а именно
после обнаружения в рукописи XVI века особого Сказания о Валаамском
монастыре. Сказание это имеет следующее весьма пространное название:
«Сказание кратко о создании пречестныя обители Боголепного Преображения
Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме. И отчасти повесть о
преподобных святых отец, тоя же обители началник Сергия и Германа, и о
принесении святых мощей их». (Памятник был обнаружен, исследован и
опубликован в 1996 году Н. А. Охотиной-Линд.) Сказание подтверждает
наиболее позднюю из предлагавшихся ранее датировок основания обители.
Согласно
Сказанию, в конце XIV века из Великого Новгорода на озеро Нево
(Ладожское) пришли двое «неких святоученых священноиноков»: одного из
них звали Ефрем, другого — Сергий; с ними было еще несколько человек.
(Позднейшие источники называют Сергия Валаамского греком, но вряд ли это
известие достоверно.) «Устремившись на подвиг», пишет автор Сказания,
старцы приплыли к острову Валаам, намереваясь, вероятно, начать здесь
монашеское житие; однако остров этот был уже занят «корелой», то есть
карелами. «Великий же этот остров Валаам, — восторженно описывает его
агиограф XVI века, — сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и
высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет
бесчисленные. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят
вокруг наседки — так сотворены эти малые островки около большого
острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни
из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие».
Один из этих небольших островков с восточной стороны от Валаама,
получивший впоследствии название Святого острова, или острова Александра
Свирского, иноки и выбрали для своего поселения. Остров же этот
«прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от
низу и до верха, высотою более 50 сажен, искусно и предивно сотворен
Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная». (Позднейшее
монастырское предание связывало эту пещеру с именем преподобного
Александра Свирского, подвижника XVI века.) Братия водрузили на острове
крест, поставили церковь во имя Преображения Господня и начали жить в
трудах и молитвах. Для своих нужд на других малых островах они развели
огороды. «Живущая же на большом острове чудь (карелы. — Авт.) сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости».
Вскоре старец Ефрем покинул остров и
переселился на озеро Ильмень, где основал Перекомский монастырь. (Об
основании Перекомского монастыря Новгородская летопись сообщает под 1407
годом. Преподобный Ефрем Перекомский был причтен Церковью к лику
святых. Сохранилось его Житие, однако оно датирует основание Перекомской
обители серединой XV века; вот и еще одна необъяснимая загадка наших
древних источников.) Ко времени его ухода число иноков Валаамской
обители заметно возросло; Святой остров оказался для них тесен, и
преподобный Сергий отправился в Новгород, к архиепископу Иоанну II,
который занимал новгородскую архиепископскую кафедру с 1388-го по 1415
год. Он должен был, во-первых, получить благословение архиепископа на
открытие в Новгородской епархии нового монастыря, а во-вторых,
заручиться поддержкой гражданских властей для переселения братии на
большой остров и изгнания оттуда язычников карел. Обе задачи были
успешно выполнены. «Правители же города (под этим словом автор понимает
„посадников" и „тысяцких". — Авт.), прилежно повинуясь словам
архиепископа, быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и
архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров
Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны.
Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию
на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые
именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким
образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными
посланниками».
Для выселения с острова «корелы»
потребовалось применение военной силы. Язычники не хотели уступать, и на
острове развернулись настоящие сражения с жертвами с обеих сторон.
«Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили:
живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом
вооруженные, ополчились и устроили войну (в подлиннике: „рать
сотвориша". — Авт.) против посланных. И многие из тех
язычников-волхвов были низвержены — рукою всесильного Христа Бога их
одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали.
Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран
скончались».
Преподобный Сергий выбрал место для
строительства обители — «весьма красивое и высокое, на горе каменной,
отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую
тихую пристань». По благословению архиепископа Иоанна была построена
церковь во имя Спаса Преображения — «большая и весьма красивая и
высокая», с приделами во имя Иоанна Богослова и Николы Чудотворца, а
затем и другая церковь, во имя Рождества Господа, с трапезной, — «весьма
чудная и преславная». Монастырь оградили стенами, так что
Спасо-Преображенская церковь оказалась в самом центре обители, «на
равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между
полками Израилевыми (ср. Лев. 23: 42–43), отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты».
Точный год основания монастыря в
Сказании не обозначен. Отмечено лишь, что это произошло при
архиепископстве Иоанна II, то есть не ранее 1388 и не позднее 1415 года.
(Вероятно, создатель Сказания имел в своем распоряжении грамоту
новгородского владыки, не имеющую даты, но подписанную самим Иоанном.)
На основании некоторых соображений косвенного порядка исследователи
предлагают две наиболее вероятных даты начала обители — 1389 или 1399
год. (В поздних источниках встречаются еще две даты: 1329 год как год
начала жительства старца Сергия на Валаамском острове, и 1399 год как
память «преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа на
Валамском острове».) Известно также, что преподобного Сергия связывала
тесная дружба с другим великим русским подвижником — преподобным
Арсением Коневским, основателем монастыря Рождества Богородицы на
острове Коневец на Ладожском озере. (Основание Коневского монастыря
датируется летописью 1398 годом.)
Сказание о начале Валаамского монастыря
излагает основные положения устава, введенного в обители преподобным
Сергием. Это общежительный устав, предусматривающий полное равенство
иноков во всем и осуждающий всяческие «стяжания». Сергий предписывал
инокам «лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в
монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать,
подобно лихоимцам; еду есть самую простую — какую подаст Бог, а сложные
хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, — такие вовсе запретил,
даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не
пить медовых и разных пьянящих напитков, а только необходимейший квас — и
для своих, и для приходящих Работа же для всех общая, также и равенство
в трапезе, и одежда всем равная — от последних до первых по званию».
Преподобный игумен также «совершенно запретил просить у постригаемых
больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает
приобрести ангельскую святую жизнь — хоть бы и из простых людей был».
Так были заложены основы процветания знаменитейшего из северных русских
монастырей.
Дальнейшая судьба преподобного Сергия
сложилась, однако, драматически. В обители возник конфликт между
игуменом и братией. «Творец греха — лукавый дьявол, — сообщает автор
Сказания, — находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает
их на вражду со святым и великим игуменом Сергием». Преподобный, не
вступая в споры с братией и возложив упование на Бога, отказывается от
игуменского сана и удаляется из монастыря. Первоначально он поселился в
некоем пустынном месте на том же острове, где стал вести уединенную
молитвенную жизнь. Но, по-видимому, братию это не устроило; в результате
начавшейся на острове «второй брани» (по выражению автора Сказания)
«принуждением и бесчестием» преподобный вынужден был покинуть Валаам и
удалиться в Новгород. Здесь Сергий поселился в монастыре Иоанна
Богослова (что это за монастырь, в точности неизвестно), где занимался
переписыванием книг. «И было его трудолюбивое писание весьма хорошим
из-за хранящейся в нем глубины божественной философии, — отмечал книжник
XVI века. — И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и
называют их „Сергиев перевод"». В Богословском монастыре преподобный
Сергий прожил несколько лет и, достигнув маститой старости, отошел к
Господу. Тело его было похоронено в том же монастыре, у церковных стен.
Рассказывали, что позже на церковной стене было искусно написано
красками изображение преподобного Сергия, а в ногах у гроба вырос
огромный тополь.
Преемником Сергия стал священноинок
Герман, второй игумен Валаамского монастыря. Автор Сказания пишет о нем,
что он «во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием». Однако
какие-либо подробности о его жизни совершенно стерлись из памяти
потомков, и потому агиограф ограничивается лишь самыми общими фразами:
«Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных
овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное
несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при
своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был». Спустя
приблизительно сто лет после основания монастыря, то есть в конце XV
века, в обители случился страшный пожар, не пощадивший ни церкви, ни
прочие монастырские строения, ни имущество монастыря; гробница
преподобного Германа, однако, уцелела. После этого ее перенесли в
церковь, где она пребывала на одном месте более сорока лет, до
торжественного перенесения мощей преподобного Сергия, основателя
обители, из Новгорода на Валаам.
Это перенесение мощей явилось
значительным событием в истории Валаамского монастыря и особенно в
истории почитания его святых основателей. Валаамский игумен Пимен
обратился с просьбой о перенесении мощей преподобного Сергия из Великого
Новгорода на Валаам к архиепископу новгородскому Феодосию (1542–1550);
тот, в свою очередь, отправил игумена в Москву, к святителю Макарию.
«Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам
по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным
Сергием. По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна (Ивана
Грозного. — Авт.) тот преосвященный митрополит пишет архиепископу
соборное писание, чтобы отпустить мощи преподобного — с честью, которой
они достойны, — в созданную им обитель». Из Новгорода мощи проследовали
в «насаде» (корабле) по Волхову и далее в Ладожское озеро; по пути
игумен Пимен посетил со святыней Коневецкий монастырь, основанный
преподобным Арсением, другом и собеседником преподобного Сергия. На
Валааме же святые мощи были положены в Спасо-Преображенской церкви, за
алтарем; вместе с ними положены были и мощи преподобного Германа. Это
произошло 11 сентября, однако точный год перенесения мощей неизвестен.
К тому времени Валаамская обитель
становится одной из самых значительных на севере России. В невероятно
сложных условиях, на каменистой, совершенно не приспособленной для
возделывания земле, иноки развивают образцовое монастырское хозяйство,
выращивают хлеб, другие продукты земледелия, занимаются рыболовным
промыслом. В неукоснительной строгости соблюдается устав, завещанный
обители преподобным Сергием. Иноки Валаамского монастыря стали
основателями многих прославленных северорусских обителей. Так, именно из
Валаама вышел преподобный Зосима Соловецкий; валаамскими
постриженниками были и преподобный Александр Свирский, основатель
знаменитого Троицкого монастыря на реке Свири, и Савва, основатель менее
известного Троицкого Сенного монастыря (на одном из островов Ладожского
озера).
Последующая судьба Валаамского монастыря
оказалась драматичной, во многом даже трагической. Дважды монастырь
подвергался полному разорению и надолго запустевал — в первый раз после
шведского разорения 1611 года, в Смутное время (по заключенному в 1617
году Столбовскому миру, территория Карельского уезда перешла Швеции;
монастырь был полностью уничтожен, а братия перебралась в Васильевский
монастырь под Ладогой; возрождение монастыря началось лишь в 1718 году,
после победоносной для России Северной войны), а во второй раз в 1940
году, после того как территория Ладожского озера, входившая прежде в
состав Финляндии, перешла Советскому Союзу (монастырь вновь был
полностью разорен, а иноки переселились вглубь Финляндии, где возник
существующий и поныне Ново-Валаамский монастырь). В 1989 году
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был возрожден вновь.
Преподобные основатели Валаамской
обители прославились как великие чудотворцы. «Многие же замечательные
чудеса показал Бог через Своих угодников Сергия и Германа», — писал
автор Сказания о начале Валаамского монастыря в XVI веке. В своем
сочинении он привел лишь малую толику этих чудес (о явлении преподобных
валаамским инокам и местным жителям, об исцелении некоего рыбака, о
защите преподобными иноков от клеветы), ибо «у всех на слуху сотворенные
ими ранее великие чудеса, но также и ныне неоскудно являют свои чудеса
всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят».
Местное почитание святых Сергия и
Германа Валаамских (по-видимому, только в пределах Карельского уезда)
было установлено после перенесения их мощей в середине XVI века. Что же
касается общецерковного прославления, то оно произошло значительно
позже: лишь в 1819 году память преподобных была внесена в общерусские
месяцесловы.
Церковь празднует память преподобных Сергия и Германа Валаамских 28 июня (11 июля) и 11 (24) сентября. |