Святитель Тихон Воронежский (или Тихон
Задонский, как его чаще называют) — один из самых почитаемых русских
святых XVIII века. Оставив епископскую кафедру, он полностью устранился
от какой бы то ни было церковно-административной деятельности, но зато
прославился как выдающийся церковный писатель своего времени, великий
подвижник, прозорливец, а после смерти — и чудотворец.
Родился же святой в 1724 году в селе
Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного
псаломщика Савелия Кирилловича и был назван в крещении именем Тимофей.
Отец вскоре умер, мать осталась одна с детьми, и семья жила в крайней
бедности. «Как я начал себя помнить, — рассказывал впоследствии
святитель Тихон своему келейнику, — в доме при матери нашей (отца я не
помню) было нас четыре брата и две сестры; старший брат был дьячком,
средний — взят в военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой
бедности, так что нуждались в дневной пище; мать наша сильно скорбела,
как пропитать нас. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный; он
хаживал к нам в дом и полюбил меня. Не раз просил он: „Отдай мне Тиму
своего, я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему".
Матушка отказывала ему — жаль ей было отдать меня, но крайний недостаток
в пропитании заставил ее согласиться. Взяв за руку, она повела меня к
ямщику; я это хорошо помню. Старшего брата на то время не было дома.
Когда возвратился он, то спросил сестру: „Где матушка?" „Повела Тиму к
ямщику", — отвечала та. Брат, догнав матушку и встав пред нею на колени,
сказал: „Куда вы ведете брата? Ведь ямщику отдадите, ямщиком он и
будет. Не хочу я, чтоб он был ямщиком; лучше с сумою пойду по миру, а
брата не отдам ямщику; постараемся обучить его грамоте — тогда он может
определиться в дьячки или пономари". Матушка воротилась домой. Так как в
доме есть было нечего, то, бывало, весь день бороню пашню у богатого
мужика, чтобы только накормил меня хлебом».
В
1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, по которому все
неучившиеся духовные дети записывались в солдаты. Это побудило родных
отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. «Матушка сама повезла
меня в училище, — рассказывал святитель, — и, отдав, скоро скончалась».
Содержать Тимофея в училище взялся брат Петр, бывший тогда причетником
(псаломщиком) в Новгороде. Однако его помощи явно не хватало, и Тимофею,
как и прежде, приходилось ходить на поденную работу — вскапывать в
свободное время огороды.
В 1740 году при новгородском Антониевом
монастыре была основана семинария, в которую взяли 200 лучших учеников.
В их число попал и Тимофей, записанный под фамилией Соколовского.
Учащиеся находились на попечении новгородского архиепископа, но Тимофею и
здесь приходилось несладко: «Бывало, когда получу хлеб, половину
оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу; с нею сяду за печку и
читаю книжку». Тимофей учился с отличием и в 1750 году, будучи еще
учеником богословского класса, определен был в преподаватели греческого
языка с жалованием 50 рублей деньгами и 9 четвертей мукою. По окончании
курса в 1754 году он был определен в учители риторики. Теперь у него
появилась возможность помогать родным. Сестру свою, которая овдовела и
жила в крайней бедности мытьем полов в Валдае, он забрал в Новгород и
полностью содержал.
Родные склоняли его к женитьбе,
надеясь, что он займет место священника и будет опорой всему семейству.
Но Тимофей избрал иной путь. 10 апреля 1758 года он был пострижен в
монахи и получил новое имя — Тихон. Той же весной в Петербурге он был
посвящен в сан иеродиакона, а летом — иеромонаха. Рукоположение совершал
архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов). В том же году Тихон
становится преподавателем философии и назначается префектом семинарии.
Но недолго Тихон занимал эту должность.
По желанию преосвященного Афанасия (Вольховского), архиепископа
Тверского, указом Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон
поступает в распоряжение архиепископа и немедленно назначается
архимандритом Желтикова монастыря. Вскоре он был определен ректором
Тверской семинарии и настоятелем знаменитого Тверского Отроча монастыря.
Тихон и не думал делать стремительную
карьеру, но все получалось как бы само собой. «Я никогда и не мыслил о
важном сане, — вспоминал он, — у меня мысли были — непременно удалиться в
пустынный монастырь, быть монахом и проводить уединенную жизнь. Близ
Твери была монастырская вотчина и при ней роща; я имел намерение там
выстроить себе келию для уединения. Но судьбе Вышнего угодно так, что
есмь недостойный епископ».
13 мая 1761 года в Петропавловском
соборе в Петербурге святитель Тихон был хиротонисан (посвящен) в
епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. (Кексгольм —
ныне Приозерск, до 1611 года — Корела.) Позже святитель узнал, что при
выборе епископа митрополит Димитрий Сеченов и епископ Смоленский
Епифаний бросали жребии; всего было семь кандидатов, но по предложению
Епифания написан был жребий еще и Тихона, хотя Димитрия и смущала его
молодость (Димитрий имел намерение со временем перевести Тихона в
Троицкую лавру архимандритом.). Три раза бросали жребий, и все три раза
выпадал жребий Тихона.
Местопребыванием епископа
Кексгольмского был избран новгородский Хутынский монастырь. Так
святитель вернулся в Новгород — город, который за годы учебы стал для
него родным. Вскоре после этого умерла сестра Тихона, которую он очень
любил, и святитель сам отпел ее.
В августе 1762 года Священный Синод
выехал в Москву на коронацию Екатерины II. Святитель Тихон был вызван в
Санкт-Петербург. В это время скончался епископ Воронежский Иоанникий, и 3
февраля 1763 года Тихон был определен на его место.
Еще в дороге святитель почувствовал
расстройство здоровья; приехав же и увидев состояние дел в Воронежской
епархии, он слег в постель и обратился с просьбой в Святейший Синод
уволить его на покой по болезни. Однако ему ответили, что состояние
здоровья по его молодости непременно должно улучшиться, и святителю
пришлось приступить к исполнению своих пастырских обязанностей.
Воронежская епархия отличалась
обширностью, запущенностью и очень разнородным составом населения, в
состав которого входили и казаки, и беглые, и раскольники. Уровень
священнослужителей был крайне низок (многие были не в состоянии даже
прочитать Евангелие, не знали содержания книг Нового завета).
Архиерейский дом окончательно развалился, соборный храм разрушался,
разбитые колокола на колокольне не звонили. Пастырское служение
святителя Тихона в Воронежской епархии пришлось на первые годы правления
императрицы Екатерины Великой, которые оказались весьма тяжелыми для
Православия. Началась секуляризация церковных имуществ. В монастырях
вводились жесткие штаты, причем значительная часть монастырей попросту
закрывалась.
Всего 4 года и 7 месяцев пробыл святитель на Воронежской кафедре, однако успел сделать немало.
В феврале 1764 года епископ Тихон
рассылает наставление священнослужителям об их главных обязанностях, а
также о браке и исповеди. Рассылается также окружное послание епископа с
увещеванием священников жить в соответствии с христианскими заповедями.
Иногда святитель прибегает к строгости: за небрежное хранение Святых
Даров одного священника он лишил ставленной грамоты, другого отослал на
год в монастырь. Но более он заботится не о наказании, а об исправлении
виновного. Так, святитель отменил телесные наказания духовных лиц в
своей епархии, что было весьма необычно для того времени.
По инициативе святителя на территории
епархии открываются духовные училища для подготовки новых
священнослужителей: славяно-латинские училища в Острогожске и Ельце и (в
1765 году) семинария в Воронеже. Для преподавания в семинарии епископ
Тихон выписал наставников из Киева и Харькова, сам составил программу и
написал инструкцию по воспитанию благонравия учащихся.
Много сил потратил святитель на борьбу с
языческими пережитками в Воронеже и других местностях епархии: к этим
пережиткам святитель, прежде всего, причислял народные празднования
Масленицы и Ярилы, сопровождавшиеся всеобщим весельем, пьянством,
массовыми кулачными боями, потасовками и т. п. Однажды, 30 мая 1765
года, в самый разгар веселья, он явился на площадь к буйно веселящейся
толпе и стал во весь голос обличать «смердящий» праздник, угрожая
отлучением от Церкви. Он говорил с такой убежденностью, что только что
бушевавшая толпа вмиг присмирела, а затем разнесла в щепы балаганы и
разошлась по домам. В следующее воскресенье святитель читал проповедь в
соборе и вновь обрушился на тех, кто участвует в «бесовских игрищах».
Церковь наполнилась рыданиями и возгласами раскаяния прихожан, а после
этого множество людей приходило в загородный дом владыки и каялось в
прегрешениях. Празднование же Ярилиного дня с того времени в Воронеже
прекратилось (по крайней мере, в таких масштабах).
Святитель Тихон прославился как
выдающийся проповедник своего времени. На его проповеди народ стекался
отовсюду. Он прекрасно знал тексты Священного писания и творений Отцов
Церкви, умел соединять церковный догмат с практическим поучением, всегда
мог привести яркий, запоминающийся пример из жизни подвижников и
святых. Чтобы приучить к проповеди священнослужителей, он составлял
сборники лучших образцов этого жанра, из которых любой, даже не очень
образованный священник мог выбирать и зачитывать подходящие к тому или
иному случаю. Сам же святитель Тихон прекрасно знал текст Священного
писания не только в славянском переводе, но и на языке оригинала. В 1757
году он перевел на русский язык Псалтирь с древнееврейского языка и
Новый завет с греческого.
За годы пребывания в Воронеже здоровье
святителя, и без того слабое, расстроилось окончательно. Появились
нервные припадки с приливами крови, судорогами и мучительными головными
болями. Епископ вновь обращается в Святейший Синод с просьбой об
увольнении с кафедры, и на этот раз его просьба была удовлетворена. 17
декабря 1767 года святитель ушел на покой с пенсией 500 рублей в год.
Первоначально святитель удалился в
Толшевский монастырь в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Асмани.
Однако монастырь этот не подошел ему из-за сырого нездорового климата;
кроме того, настоятель обители выражал крайнее недовольство появлением в
монастыре столь важного в недавнем прошлом лица. Святитель обращается с
просьбой о переводе его в Задонский монастырь, расположенный в 90
верстах от Воронежа, на высоком берегу Дона. (Ныне город Задонск —
районный центр Липецкой области.) Именно в этом монастыре святитель
провел оставшуюся часть своей жизни, почему и вошел в историю
православия с именем Тихона Задонского.
Пребывание святителя Тихона в Задонске
наполнено иноческими подвигами и трудами. Почти ежедневно он ходил на
литургию и вечерню, пел на клиросе; ночи проводил в молитвах и пении
псалмов (спал не более четырех часов ночью и еще один час днем); весною и
летом работал в монастырском саду; помимо того, рубил дрова, косил
траву, занимался другим физическим трудом. Обстановка его кельи была
крайне простой, даже убогой: святитель спал на тюфяке, набитом соломой,
укрывался заячьим тулупом. У него не имелось даже сундука для хранения
вещей, а только ветхий кожаный мешок. Одевался также очень бедно.
Постепенно здоровье святителя стало
поправляться. Он даже начал подумывать о возвращении в Новгородскую
епархию, куда приглашал его митрополит Гавриил (Петров), один из видных
церковных деятелей того времени. Митрополит предлагал Тихону место
настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Тихон даже приготовил
прошение на этот счет в Священный Синод, но судьбе было угодно, чтобы он
оставался в Задонске. Келейник Тихона рассказал о намерении святителя
старцу Аарону, жившему в том же монастыре. «Что ты беснуешься? Матерь
Божия не велит ему выезжать отсюда» — велел передать старец. «Если так,
не поеду», — с кротостью отвечал Тихон и разорвал уже подготовленное
прошение.
По своему характеру святитель был
человеком горячим, и ему немало пришлось потрудиться над собой, чтобы
преодолеть в себе гордыню и стремление к самопревозношению. Случалось,
что, проходя по монастырю, он слышал за спиной насмешки иноков или даже
монастырских служек. «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи
мои», — говорил святитель сам себе. Еще он часто повторял: «Прощение
лучше мщения». Однажды святой сидел на крылечке кельи, причем его мучили
сомнения. Вдруг к нему подошел юродивый Каменев в сопровождении
каких-то мальчишек и ударил по щеке, сказав при этом: «Не высокоумь». И
действительно: тотчас святитель почувствовал, что бес высо-коумия как бы
выходит из него. Святитель в благодарность за это положил выдавать
блаженному по 3 копейки в день.
Долгие годы святитель боролся с
искушениями плоти и грехом уныния, который нередко одолевал его. Он
часто общался с друзьями: ездил в имение Липовку, принадлежащее помещику
Бахтееву, в 15 верстах от Задонска (здесь он иногда оставался месяца на
три и больше), иногда заезжал в Толшевский монастырь. В полутора
верстах от Задонского монастыря он облюбовал себе полянку, на которой
молился; здесь же он трудился над устройством родника. Однако когда его
поездки стали возбуждать в окружающих злые толки, святитель тотчас
прекратил их. Он общался с друзьями и в монастырских стенах.
Рассказывают о таком случае. Однажды во время поста он зашел в келью к
своему другу схимонаху Митрофану и застал его вместе с другим своим
близким другом купцом Кузьмой Игнатьевичем вкушающими уху и рыбное
заливное. Те смутились, ибо еда не соответствовала уставу, но святитель
успокоил их словами: «Любовь выше поста», и сам отведал ухи, чем до слез
растрогал их.
Прославился святитель и ежедневной
щедрой раздачей милостыни. Так было и в годы его святительства, так
продолжалось и во время пребывания в монастыре.
В Задонске святитель написал свои
главные литературные произведения: «Об истинном христианстве»
(1770–1771; в 6-ти томах) и «Сокровище духовное, от мира собираемое»
(1777–1779). Он вел обширную переписку, плодом которой стали изданные им
«Письма к приятелям» и «Письма келейные» (1772–1775). Эти сочинения
принесли ему славу одного из лучших духовных писателей России нового
времени.
В годы пребывания в монастыре святой
достиг высочайшего духовного совершенствования. В его душе водворился
благодатный мир; «все более и более пламенел он божественной любовью,
которая не ищет ничего другого, как только явиться перед Лицо Божие»,
выражаясь словами автора жизнеописания святого. Все большее число людей
стекалось в Задонск для того, чтобы сподобиться беседы со святым и
получить от него благословения. Как правило, святитель проводил утренние
часы в затворе, на молитве, свободные же послеобеденные часы посвящал
приему посетителей. С каждым говорил он о том, что для того было важным и
нужным. Модников и модниц в напудренных париках и роскошных одеждах
святитель обычно встречал сурово и стыдил за украшения, так что многие
стали специально переодеваться в простые платья. Записаны случаи
исцеления его молитвами больных, бывших уже при смерти. Сподобился
святой и дара прозорливости; рассказывали, что он предвидел многие
грядущие события не только в своей личной судьбе или судьбах приходивших
к нему людей, но и в судьбах России.
Не раз в сонных видениях святитель
Тихон видал Божию Матерь. Однажды он видел во сне прекрасный луг и
чудесный хрустальный замок, в котором шел пир. Святитель хотел войти
внутрь, но услышал голос: «Теперь не можешь войти, потрудись еще. Через
три года войдешь». С этого времени святитель уже больше не показывался
никому, за исключением келейника и нескольких близких друзей. Он
затворился в келье, которую покидал лишь изредка, выходя на крылечко
подышать воздухом, и проводил время в молитве, размышлениях о вечности и
безмолвии. Милостыню он продолжал творить через других, а наставления
подавал лишь письменно.
К тому времени святитель совершенно
ослабел здоровьем. К нему возвратились прежние недуги — бессонница,
судороги, обмороки; случился почти полный паралич левой стороны тела.
Последний год жизни он уже не вставал с постели. Голос слабел и в конце
концов сделался чуть слышным, так что понимать его мог только келейник,
который и передавал слова святителя окружающим.
Скончался святитель Тихон в воскресенье
13 августа 1783 года. 20 августа, при стечении множества народа,
произошло отпевание великого подвижника, а затем и погребение его в том
же Задонском Богородицком монастыре, в котором провел он последние годы
жизни.
Вскоре после его смерти возле гробницы
стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. В 1846 году при
сооружении нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
разобрали ветхий каменный храм, под алтарем которого был погребен
святитель. При этом тело его было обретено нетленным и перенесено в
новую гробницу. Епархиальные власти сообщали об этом, равно как и о
чудесах, совершаемых при гробнице святителя Тихона, в Священный Синод и
лично царю. 13 августа 1861 года было совершено торжественное открытие
мощей и официальное прославление святителя Тихона как новоявленного
святого и угодника Божия.
Церковь празднует память святителя Тихона, епископа Воронежского, 13 (26) августа. |