Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 05:11:59
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Буржуазная эволюция российского общества и самосознания"
Главная задача урока — показать, что у России уже в начале XX в. были возможности для развития по буржуазному пути, что происшедшие в стране преобразования привели к существенному прогрессу в экономике, обществе и культуре, хотя и сопровождались нарастанием противоречий, неотделимых от процесса модернизации. Для активизации знаний учащихся в начале урока учитель задает вопросы о людях и событиях, определивших собой это время.

      Из-за большого объема материала возможно провести два урока по теме. В этом случае проблемы развития либеральной идеологии и культуры излагаются на отдельном уроке.

План изучения нового материала

      1. Развитие экономики России и столыпинская реформа.
      2. Политическое лавирование царизма.
      3. Усиление раскола революционной и либеральной интеллигенции.
      4. Серебряный век русской культуры.

      1. При изложении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что предреволюционная Россия во многом достигла того социально-экономического уровня, которого с огромными жертвами и усилиями впоследствии добивалась Россия социалистическая. Страна превращалась в мощную аграрно-промышленную державу, все более активно действовавшую на мировом рынке и являвшуюся одной из доминирующих сил в мировой политике. Ее европейский статус вызывал меньше сомнений, чем когда-либо.

      Наличие большого крестьянского населения не слишком отличало Россию от большинства европейских стран: основная часть населения Европы еще жила в деревнях. Но нерешенность аграрного вопроса мешала как стабилизации власти, так и процессу модернизации. Освещая эту тему по тексту учебника, надо указать, что слабость городской культуры была неотделима от низкой производительности труда и низкого жизненного уровня.

      Столыпинская реформа задумывалась не только как социально-экономическое, но и идеологическое мероприятие. Царизм хотел создать себе новую социальную базу вместо слабевшего дворянства и явно не оправдавшего себя общинного крестьянства. При рассказе о столыпинской реформе нужно пояснить, что она имела экономический успех (рост производства и его товарности), но не имела социального и идеологического успеха. Нового самостоятельного класса (для поддержки государства в деревне) создать не удалось. Напротив, масса крестьянства (67,3% деревень) резко воспротивилась реформе, делить землю приходилось при помощи полиции или войск. Крестьянство осталось разбито на общины, в новых условиях к этому добавилось разделение на кооперативы, которые во многом воспроизводили общинные отношения. В России не случилось той революции в технике земледелия, которая произошла в Европе на рубеже XVIII и XIX вв. Столыпинская реформа привела к экстенсивному решению сельских проблем (освоению новых земель на Востоке). На новых территориях переселенцы отказывались применять интенсивную технику сельского хозяйства, как корейцы или латыши. Земли им хронически не хватало даже в не занятой никем степи. Подчас при этом увеличение запашки вело не только к снижению урожайности, но и падению доходов семьи.

      2. Второй вопрос можно дать очень бегло. Важно подчеркнуть, что лавирование царизма осуществлялось между политическими силами, представлявшими меньшинство населения. Это происходило в условиях, когда буржуазия еще не ставила перед собой задачу стать авангардом реформаторского движения.

      Однако надо учитывать, что сама решимость царизма лавировать между различными слоями общества обозначила новую политическую ситуацию относительной зависимости власти от общественных сил, которая была незнакома России чуть ли не с 1612 г.

      3. При изложении третьего вопроса необходимо учитывать тяжелый кризис, в котором находилась демократическая интеллигенция после поражения революции 1905—1907 гг. Это было время распада ценностей «Подпольной России», против которых выступили даже некоторые ее герои, такие, как эсер Б. Савинков, осудивший в романе «Конь бледный» терроризм, превращавшийся в «вид спорта». У многих отход от революционной борьбы сопровождался самоубийствами, психическими расстройствами и тяжелыми депрессиями, так что, по словам В. Бехтерева, к 1912 г. психиатрические клиники были переполнены. Поиск выхода проходил на двух направлениях: восстановления идеалов «Подпольной России» большевиками и формирования новых идеалов «веховцами».

      При изложении материала учебника полезно учитывать, что вся история с Пражской конференцией означала определенный отход большевиков от принципов демократизма. С этого времени они (как и С. Нечаев) фактически стали считать моральным то, что соответствует целям революционной борьбы.

      При характеристике «Вех» необходимо учитывать, что корни этого направления общественной мысли уходят в 80—90-е гг. XIX в., когда в условиях реакции художественная интеллигенция отвернулась от наследия критиков-демократов, таких, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, и поставила своей целью не изображать страдания народа, не призывать его к борьбе, а эстетически преобразовывать жизнь. Именно тогда впервые прозвучали слова о противоположности задачи распределения и задачи творчества. Первыми это сделали художники, расставшиеся с традицией «передвижников» («Мир искусства»), а затем поэты-символисты и другие деятели культуры. Они отказались от понимания искусства как формы революционной пропаганды и от эскалации политического радикализма как тупикового пути для культуры. Вместе с великой русской литературой «веховцы» искали пути к духовному совершенствованию человека и указывали на моральные проблемы, встающие перед революционерами, которые видели в перестройке общества самоцель. В литературе наиболее ярким примером такого рода был роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Это был протест против манипулирования человеком и обществом во имя догматически понятых идеологических построений.

      «Веховцы» окончательно разорвали связь с революционными традициями 60—70-х гг. XIX в., но стремились сохранить тот духовный потенциал, который был накоплен в это время российской культурой. Развернулась борьба за наследство предшествующей эпохи. При изложении взглядов «веховцев» важно учитывать, что, возвышая образ творца, возражая против нивелировки личностей, против интеллектуального усреднения, против требования общественной полезности произведений искусства, они порой уничижительно отзывались о «среднем человеке», переживающем кризис на переломе истории, презирали «грядущего хама» — вчерашнего раба, рвущегося к власти, массовое общество и тем самым изолировали себя от народа. Эстетический пафос в данном случае подавлял этический, волевой настрой, идея прекрасного вытесняла идею справедливого.

      4. При изложении четвертого вопроса важно иметь в виду общее стремление деятелей Серебряного века к творческому синтезу, целостному восприятию мира. Центральное место в их деятельности занимал поиск путей преодоления противоречий личности, духа и бытия. «Усталость» от противоречий, переросших в антагонизм, от нескончаемой борьбы противоположностей — вот общий тон культуры этой эпохи. Это объединяло деятелей искусства, писателей и философов. Философия «всеединства» В. С. Соловьева самим своим названием отражает это стремление к целостности и является наиболее глубоким выражением поиска в этом направлении на основе христианских ценностей и достижений западной философии, национального самосознания и идеалов всемирности, всечеловечности.

      Наряду с этим мировоззрению Серебряного века была свойственна тревожность, ожидание мировых катаклизмов, порожденное нестабильной ситуацией в стране. Такое уникальное сочетание обеспечило произведениям российской культуры этого периода широкую известность и определило их глубокое влияние на развитие мировой культуры.

      Необходимо сказать несколько слов о характере русского антропокосмизма. В нем противоречия модернизирующейся культуры преодолевались не только на основе элементов традиционной культуры, прежде всего христианства (с использованием популярной в России идеи «преображения»), но и элементов архаики, очень заметных в концепции Н. Ф. Федорова с ее телесным «воскрешением отцов». В сущности, этот проект преодоления греховности и ограниченности человека слабо совместим с любой из великих религий.

      Не менее спорные идеи высказывал позднее и К. Э. Циолковский, стремившийся превратить Землю в инструмент космического преображения человека (разделив ее на участки и уничтожив «лишнюю» фауну и флору). В этом можно видеть влияние взгляда на науку как форму магии, достижения полной власти над миром. Но при этом идеи духовного или материального преображения человека ясно противопоставлялись идее революции.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (13.08.2014)
Просмотров: 631 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0