Главная
задача урока — показать, что дальнейшее движение в сторону
имперского самосознания в годы правления Николая I привело к
окончательному отказу от политики либеральных реформ, переходу к
попечительной политике, расширению поля деятельности
«государственного феодализма». Однако в условиях развивающейся
модернизации европейских стран сами основы имперской политики России
в Европе не могли быть прочными, и это привело к изоляции страны на
мировой арене и позорному военному поражению.
Для
того чтобы ввести учащихся в круг этих проблем, необходимо вспомнить
о том, какие империи существовали в это время в Европе, вновь
вернуться к теме колониальных империй (подобной Британской) и
континентальных (подобной Австрии) и различиям между ними.
План
изучения нового материала
1. Идеалы и политика консерватизма.
2. «Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и
промышленности.
3. Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская
война.
1. При
освещении первого вопроса надо установить связь между новым и уже
изученным материалом, показать, что политика Николая I была
продолжением и развитием имперских элементов политики Александра I,
который первым стал опираться на идеи романтиков, централизовал
государственное управление, создав Собственную Его императорского
величества канцелярию, и опирался на А. А. Аракчеева так же, как
Николай I опирался на А. X. Бенкендорфа. Однако лишь новый император
придал политике идеологическую завершенность, полностью отказавшись
от принципов либерализма во имя сохранения империи.
Описывая реформы Николая I, полезно вспомнить о разнице идеала
либерализма — разделении властей и идеала самодержавия (а в данном
случае и консерватизма) — разделение функций. Бюрократизация была
попыткой рационализировать и систематизировать государственную
деятельность и законодательство в империи, не делясь властью с
обществом. Однако последнее обстоятельство фактически делало ее
бесконтрольной, а значит, и неэффективной.
Можно
также углубить изучение консерватизма и традиционализма. Современный
консерватизм не противостоит либеральным идеалам, скорее, он
акцентирует некоторые из них («рейганомика»). Не так было в XIX в.,
когда процесс модернизации не был завершен. Консерватизм резко
выступал против идеалов эпохи Просвещения, связанных с либерализмом:
рационализма, секуляризации общественной жизни и образования,
бессословности (идеи буржуазной нации), демократии, индивидуализма,
свободного обмена идеями и т. п. Николаевский консерватизм,
опиравшийся на традиционализм и попечительную политику, был крайним
проявлением этой тенденции, открытым антилиберализмом. Он отрицал
либеральные реформы, ограничение самодержавия и власти Церкви,
европеизацию культуры. Национализм, с которым он был связан, был
этническим и имперским (в такой форме он был изобретен в Германии в
начале XIX в.) — проявлением гордости за державу и ее «титульную
нацию» — русских. Он не имел ничего общего с
«французским» — гражданским, буржуазным национализмом. Это была
идеология, открыто направленная против культуры, интересов и прав
других народов империи и русских других конфессий.
2. При
изложении второго вопроса надо подчеркнуть, что в своем стремлении
действовать традиционными методами Николай I отличался от всех
предшествовавших ему правителей России XVIII—XIX вв. Упадок общинных
институтов шел все это время, и попытка их реанимации была резким
поворотом в политике. Тем самым император пытался укрепить авторитет
власти в народе, лишить поддержки революционеров и одновременно
возродить традиционные общественные институты, не дать возникнуть
пролетариату, в котором он, как и романтики, видел основную угрозу
государству.
Можно
углубить изучение этой попечительной тенденции в политике и
подчеркнуть ее связь с всевластием государства, его
распределительной функцией, тенденцией осуществлять не только
правовой контроль, но и восстановление моральных норм в обществе.
При этом все социальные силы, кроме дворянства, считались
«незрелыми» и неспособными позаботиться о себе. Государство же
рассматривалось не как аппарат управления и насилия, а как орган
священной власти Бога, некоторые функции которого в повседневной
жизни берет на себя царь. В этой системе взглядов государство
творит
общество и придает каждому из своих подданных человеческий облик.
3. При
изложении третьего вопроса надо показать, как шаг за шагом претензии
России на власть в Европе и ее реальные экономические возможности
входили в противоречие между собой. Николай I считал кризис,
порожденный революционным движением на Западе, до конца неразрешимым
и ожидал все большего ослабления европейских государств и
возрастания мощи России и ее роли в европейской политике.
Получалось, что действия европейских и российских политиков
строились совершенно на разных основаниях, на несовместимых друг с
другом мировоззрениях. Николай и его дипломаты хорошо видели
опасности модернизации, но не понимали ее пользы.
Надо
подчеркнуть, что к 50-м гг. XIX в. Россия растеряла большую часть
своего европейского престижа и объединила против себя все западное
общество, начиная от правительств и кончая демократами и
социалистами. В это время было модно отказывать России в
принадлежности к цивилизации. К. Маркс прямо заявлял об опасности
российской экспансии и желал поражения русских, а великий
французский историк Ж. Мишле в 1851 г. писал, что Россия приписывает
себе все духовное богатство мира. «Вчера она говорила:
«Я — христианство», — продолжал Мишле. — Завтра она скажет:
«Я — социализм». Он предвидел появление в России «социалистических
тиранов», опасных для Европы, и (в 1871 г.!) призывал Европейский
конгресс объединиться против них.
В
результате Крымская война оказалась важным рубежом в
отношениях
России и Европы. Она послужила единению европейцев перед
лицом новой
опасности с Востока. Если раньше в качестве такой опасности
рассматривалась Турция, то теперь ее место заняла осознавшая
свой незападный статус Россия. Турция же все больше оценивается как
(потенциально) западная держава. Европейский статус России
остался с
тех пор поколебленным, ибо в оценках Крымской войны мы
всегда будем
отличаться от Запада. |