Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 06:43:03
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе"
  Главная задача урока — показать, что дальнейшее движение в сторону имперского самосознания в годы правления Николая I привело к окончательному отказу от политики либеральных реформ, переходу к попечительной политике, расширению поля деятельности «государственного феодализма». Однако в условиях развивающейся модернизации европейских стран сами основы имперской политики России в Европе не могли быть прочными, и это привело к изоляции страны на мировой арене и позорному военному поражению.

      Для того чтобы ввести учащихся в круг этих проблем, необходимо вспомнить о том, какие империи существовали в это время в Европе, вновь вернуться к теме колониальных империй (подобной Британской) и континентальных (подобной Австрии) и различиям между ними.

План изучения нового материала

      1. Идеалы и политика консерватизма.
      2. «Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и промышленности.
      3. Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война.

      1. При освещении первого вопроса надо установить связь между новым и уже изученным материалом, показать, что политика Николая I была продолжением и развитием имперских элементов политики Александра I, который первым стал опираться на идеи романтиков, централизовал государственное управление, создав Собственную Его императорского величества канцелярию, и опирался на А. А. Аракчеева так же, как Николай I опирался на А. X. Бенкендорфа. Однако лишь новый император придал политике идеологическую завершенность, полностью отказавшись от принципов либерализма во имя сохранения империи.

      Описывая реформы Николая I, полезно вспомнить о разнице идеала либерализма — разделении властей и идеала самодержавия (а в данном случае и консерватизма) — разделение функций. Бюрократизация была попыткой рационализировать и систематизировать государственную деятельность и законодательство в империи, не делясь властью с обществом. Однако последнее обстоятельство фактически делало ее бесконтрольной, а значит, и неэффективной.

      Можно также углубить изучение консерватизма и традиционализма. Современный консерватизм не противостоит либеральным идеалам, скорее, он акцентирует некоторые из них («рейганомика»). Не так было в XIX в., когда процесс модернизации не был завершен. Консерватизм резко выступал против идеалов эпохи Просвещения, связанных с либерализмом: рационализма, секуляризации общественной жизни и образования, бессословности (идеи буржуазной нации), демократии, индивидуализма, свободного обмена идеями и т. п. Николаевский консерватизм, опиравшийся на традиционализм и попечительную политику, был крайним проявлением этой тенденции, открытым антилиберализмом. Он отрицал либеральные реформы, ограничение самодержавия и власти Церкви, европеизацию культуры. Национализм, с которым он был связан, был этническим и имперским (в такой форме он был изобретен в Германии в начале XIX в.) — проявлением гордости за державу и ее «титульную нацию» — русских. Он не имел ничего общего с «французским» — гражданским, буржуазным национализмом. Это была идеология, открыто направленная против культуры, интересов и прав других народов империи и русских других конфессий.

      2. При изложении второго вопроса надо подчеркнуть, что в своем стремлении действовать традиционными методами Николай I отличался от всех предшествовавших ему правителей России XVIII—XIX вв. Упадок общинных институтов шел все это время, и попытка их реанимации была резким поворотом в политике. Тем самым император пытался укрепить авторитет власти в народе, лишить поддержки революционеров и одновременно возродить традиционные общественные институты, не дать возникнуть пролетариату, в котором он, как и романтики, видел основную угрозу государству.

      Можно углубить изучение этой попечительной тенденции в политике и подчеркнуть ее связь с всевластием государства, его распределительной функцией, тенденцией осуществлять не только правовой контроль, но и восстановление моральных норм в обществе. При этом все социальные силы, кроме дворянства, считались «незрелыми» и неспособными позаботиться о себе. Государство же рассматривалось не как аппарат управления и насилия, а как орган священной власти Бога, некоторые функции которого в повседневной жизни берет на себя царь. В этой системе взглядов государство творит общество и придает каждому из своих подданных человеческий облик.

      3. При изложении третьего вопроса надо показать, как шаг за шагом претензии России на власть в Европе и ее реальные экономические возможности входили в противоречие между собой. Николай I считал кризис, порожденный революционным движением на Западе, до конца неразрешимым и ожидал все большего ослабления европейских государств и возрастания мощи России и ее роли в европейской политике. Получалось, что действия европейских и российских политиков строились совершенно на разных основаниях, на несовместимых друг с другом мировоззрениях. Николай и его дипломаты хорошо видели опасности модернизации, но не понимали ее пользы.

      Надо подчеркнуть, что к 50-м гг. XIX в. Россия растеряла большую часть своего европейского престижа и объединила против себя все западное общество, начиная от правительств и кончая демократами и социалистами. В это время было модно отказывать России в принадлежности к цивилизации. К. Маркс прямо заявлял об опасности российской экспансии и желал поражения русских, а великий французский историк Ж. Мишле в 1851 г. писал, что Россия приписывает себе все духовное богатство мира. «Вчера она говорила: «Я — христианство», — продолжал Мишле. — Завтра она скажет: «Я — социализм». Он предвидел появление в России «социалистических тиранов», опасных для Европы, и (в 1871 г.!) призывал Европейский конгресс объединиться против них.

      В результате Крымская война оказалась важным рубежом в отношениях России и Европы. Она послужила единению европейцев перед лицом новой опасности с Востока. Если раньше в качестве такой опасности рассматривалась Турция, то теперь ее место заняла осознавшая свой незападный статус Россия. Турция же все больше оценивается как (потенциально) западная держава. Европейский статус России остался с тех пор поколебленным, ибо в оценках Крымской войны мы всегда будем отличаться от Запада.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 727 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0