Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 07:22:12
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Возникновение удельных княжеств"
  Основная учебная цель урока — формирование у учащихся представлений об особенностях древнерусского феодализма, о наличии тенденций к государственному феодализму и самодержавной власти в домонгольский период, о слабости правовых основ феодальных отношений, о близости форм собственности в Древней Руси XII—XIII вв. к восточному типу власти-собственности, мешающему развитию частной феодальной собственности западного образца.

      На уроке полезным является обращение к географическим картам, позволяющим вспомнить границы и динамику дробления основных древнерусских княжеств, сопоставить их размеры и наличие в них городов с соответствующими показателями феодальных государств Западной Европы.

      В классах с лучшей подготовкой можно поставить вопрос о западно-европейском феодализме и его характерных особенностях. Наибольший интерес в этой связи будут представлять раннее (к XIII в.) завершение распашки земель в Западной Европе, быстрое развитие городов, строгая иерархичность (соподчиненность) отношений между феодалами, широкое распространение договорно-правовых документов.

      После этого учитель ставит вопрос об особенностях древнерусского феодализма и переходит к изложению нового материала. При отсутствии опроса по западноевропейскому материалу учитель сам делает переход от реалий Руси к сравнительному анализу феодальных отношений в разных регионах.

План изучения нового материала

      1. Разложение социально-экономической основы единого государства.
      2. Ослабление Киева и возникновение новых центров власти.
      3. Особенности русского феодализма.

      1. При изучении первого вопроса необходимо опираться на знания учащихся о различиях подсечно-огневого и пахотного земледелия, натурального и товарного хозяйства, коллективной (общинной, родовой) и частной собственности, о роли увеличения общественного богатства и развития рыночных отношений при переходе от первых ко вторым. Ученики должны вспомнить, что укрепление семейных отношений и частной собственности помогало утвердиться новому отношению к власти, ее переходу от отца к сыну, системе удельных княжений.

      2. При освещении второго вопроса необходимо провести четкую границу между великими княжениями и другими княжествами. В отношениях великих и подчиненных князей наряду с семейными отношениями воспроизводились черты родового идеала «старейшинства» и вместе с тем черты феодальных отношений сюзерена и вассала. В то же время у великих князей нередко появлялось стремление обладать всей полнотой власти наподобие византийского императора. В XI—XIII вв. термин царь, который применяли на Руси вместо титула императора, употреблялся для прославления наиболее выдающихся из русских князей, таких, как Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, некоторых потомков Владимира Мономаха. Это не означало прямого присвоения титула (как это было в Болгарии), но могло способствовать укоренению идеи единоличной власти в политической культуре Руси.

      Материал о попытке Андрея Боголюбского добиться единоличной власти, приведенный в учебнике, можно дополнить упоминанием об архитектурных сооружениях Владимира и его окрестностей — Успенском и Дмитриевском соборах, церкви Покрова на Нерли. Создание шедевров зодчества в новом, княжеском городе обозначало стремление владимирских князей превратить его в альтернативный центр власти и духовной жизни Руси, поставить в один ряд с Киевом и Новгородом.

      3. При рассмотрении третьего вопроса учитель вновь возвращается к проблеме более низкого по сравнению с Западной Европой уровня социально-экономического развития Руси. Это касается прежде всего форм производственных отношений. Частное феодальное землевладение хотя и появилось, но занимало периферийное положение в системе княжеского землевладения, в котором соединялись отношения собственности и государственного суверенитета (независимости). На Руси договорные отношения были довольно широко распространены, но праву не придавался тот священный характер, который был заимствован Западом из древнеримской юридической традиции. Древнее право боярина уйти от князя, сохранив вотчину, несколько ограничивало самовластие князя, но не смогло разрастись в систему защиты общества от власти, было пережитком дружинных времен, который со временем исчез. Оно не было подкреплено поддержкой крупных общественных сил и культурных ценностей.

      Можно подчеркнуть, что в условиях Руси тенденция к единоличной власти и удельный принцип являлись взаимодополняющими, ибо они оба основывались на попытке противопоставить власть обществу в разных его формах (большому обществу или роду), максимально консолидировать ее. Следствием было ослабление страны, боярская смута и народные восстания.

      Тему власти-собственности русских князей можно раскрыть на приведенном в учебнике тексте В. О. Ключевского. Это поможет более отчетливо показать различия в русском, «политическом» и западном, «классическом» или «экономическом» пути генезиса феодального земледелия.

      Единое представление о собственности и суверенитете явилось основанием для развития идеи единодержавия не только в русской, но и в болгарской и сербской политических культурах, также сформировавшихся в условиях господства «политического» пути феодализации, «окняжения» земли. «Экономический», западный путь феодализации снизу через установление зависимости общинников от местного феодала соответствовал скорее не единодержавному, а иерархическому идеалу власти, ее договорно-правовому распределению среди феодалов, в кругу которых король или император является лишь первым, но не единственным властным лицом. Проблема гарантий феодальной собственности в первом случае являлась периферийной, зато во втором случае она выходила на авансцену, ибо речь шла о сохранении основ всей феодальной системы.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 520 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0