А. Н. Пыпин (1833—1904) — известный историк русской общественной мысли,
русской и зарубежной литературы и фольклора; сотрудничал в журналах
«Современник» и «Отечественные записки» во второй половине XIX в.
Вопросы
и задания
Вспомните из курсов истории XIX в., чем являлся Священный союз для
европейских стран. Можно ли сказать, что он стремился способствовать
управлению в них на «началах правды, братства и христианства»?
Приведите примеры.
Объясните причины признания легитимизма всеми членами Священного
союза основополагающим принципом. Что это означало на практике в
первой половине XIX в. для многих европейских стран?
Объясните на конкретных
примерах вывод А. Пыпина о том, что члены
Священного союза сделали его (Союз) «всеобщей опекой и надзором за
поведением народов».
Чем
можно объяснить активное участие Александра I в Священном союзе?
Какое значение имело это участие, учитывая внутриполитическую и
внешнеполитическую обстановку в России?
Как
повлияло на Россию ее участие в Священном союзе; чему оно
способствовало? Приведите примеры.
Почему
А. Пыпин говорит о Священном союзе как «о феодально-реакционной
партии, об универсальном средстве патриархально-инквизиционного
преследования всех новых устремлений общества», «оплоте европейской
реакции»? Ответ подтвердите примерами.
Можно
ли говорить в связи с деятельностью Священного союза о крахе в
Европе и России политики и идеологии «просвещенного абсолютизма»?
Тема
занятия. Ценности государства и ценности общества в сознании
русского чиновничества первой половины XIX в.
Данный
документ можно предложить и к индивидуальному изучению дома, и к
коллективному обсуждению на уроке. Представляется важным провести
практикум или семинар, использовав дополнительно документы, прямо
относящиеся к теме: фрагменты высказываний М. Е. Салтыкова-Щедрина,
А. Кони, М. Назимова, Н. Огарёва, Д. Кеннана.
Помимо
названных ниже вопросов, могут быть обсуждены сквозные проблемы (на
выбор): «Российская бюрократия — феномен или типическая картина?»,
«Образ русского чиновника в литературе, живописи, публицистике»,
«Традиции бюрократии в Российской империи и России XX в.»,
«Правосознание россиян — от деспотизма к гражданскому обществу и
гражданскому правосознанию». |