Приводимый документ — фрагмент из книги, написанной известным
публицистом-народником (и ученым-агрохимиком) А. Н. Энгельгардтом
(1832—1893). Высланный после заключения в Петропавловскую крепость
за пропаганду среди студентов революционных идей под надзор полиции
в свое имение в Смоленской губернии, он создал там образцовое
рыночное хозяйство. В его «Письмах» содержится яркое описание
пореформенной деревни, эволюции крестьянских и помещичьих хозяйств в
конце XIX в.
Вопросы
и задания
Какую
оценку крестьянскому труду в пореформенной деревне дает Энгельгардт?
Какой вид труда ему кажется предпочтительным? Можно ли понять из
текста фрагмента отношение Энгельгардта к сохранению крестьянской
общины? Совпадает ли оно с позицией крестьянства?
Выскажите суждение о том, как крестьянская реформа повлияла на
отношение крестьян к своему хозяйству, к возможной самостоятельности
и независимости в труде. Что мешало проявить крестьянам свои
индивидуальные хозяйственные интересы?
Согласны ли вы с мыслью Энгельгардта о том, что артельный дух у
крестьян — это проявление их гуманистических потребностей к общему
делу, общему благу? Ответ обоснуйте.
«Капиталистые мужики» XIX в. — сторонники артельного духа или
индивидуального предпринимательства?
Какими
ценностями (или стереотипами поведения) можно объяснить то, что
Энгельгардт называет «терпением мужика» — произволом, деспотизмом
помещика, общины, волостной власти?
Объясните, используя знания по истории русского крестьянства, что
было главной причиной формирования у него уравнительной идеологии,
коллективистских ценностей, артельных предпочтений. Какое влияние
это оказывало на многовековую историю страны, в том числе на историю XX в.?
Покажите возможные связи между судьбой крестьянской общины в XIX—XX
вв., идеологией крестьянства, событиями 1917 г., 1930-х гг.
Тема
занятия. Зло во имя справедливости
Объем,
стиль и характер документа, обращенного непосредственно к читателю,
прежде всего молодому, диктует и форму его изучения. Это может быть
фронтальное обсуждение с использованием приведенных ниже вопросов.
Учителю важно обратить внимание на нравственный аспект декларируемых
в документе требований и принципов поведения; вызвать у учащихся
научную и личностную их оценку; рассмотреть документ в контексте не
только прошлой истории Российской империи, но и истории Советской
России — СССР. |