А. С. Ахиезер
(р. 1929) — известный современный российский историк, философ,
социолог, посвятивший ряд своих работ проблемам истории российской
цивилизации.
Вопросы
и задания
В
фрагменте книги А. С. Ахиезера говорится о синкретическом понимании
идеала Правды в русской истории, т. е. о многозначном смысле этого
идеала. Используя документ, перечислите разные смыслы и трактовки
идеала Правды. Как можно объяснить эту многозначность?
С
какими другими идеалами соотносится идеал Правды? Что ему
противостоит?
Какие
обстоятельства исторического пути русского народа влияли на
формирование такого идеала? Можно ли говорить, что этот
идеал — отличительная национальная черта русской традиционной
культуры?
Объясните, почему, по словам историка А. И. Клибанова, идеал Правды
всегда включает социальный аспект, стремление к справедливости, к
жизни без двоемыслия.
Многим
ценностным идеалам в культуре (разных стран и разных эпох)
свойственна дихотомия, т. е. так называемая парность: правда — ложь,
добро — зло, жизнь — смерть, свой — чужой и т. д. О чем говорит
такая дихотомия? Какой характер мышления, мировосприятия она
отражает?
Почему долгие столетия в восприятии
народа, несмотря на господство царистских настроений, идеалы
Правды и власти противостояли друг другу? Какие реалии русской
истории отражают этот факт?
Объясните, почему ценностная ориентация преобладала над правовой,
рациональной в жизненной позиции русского человека.
Тема
занятия. Родоплеменные ценности в Древней Руси
Документ может быть изучен самостоятельно, а проблема родовых
пережитков и семейных традиций обсуждена на уроке. |