Вопросы и задания
Объясните, опираясь на конкретные факты, мысль Плеханова:
«Европеизируя Россию, Петр доводил до крайности бесправие по
отношению к государству». О чьем бесправии идет речь? Какие слои
населения были бесправны?
Выберите из текста документа те положения, которые раскрывают
понимание Г. В. Плехановым восточных деспотий. Что дает ему право
сравнивать их с Россией даже в период петровской европеизации?
Приведите конкретные факты. Согласны ли вы с выводом Плеханова о
«полном порабощении всего населения»? Что понималось под
порабощением дворянства? купечества? Каковы были материальные и
законодательные основы такого порабощения?
Как вы
понимаете вывод Плеханова о том, что в петровской Табели о рангах
«природа отступала перед чином»? О чьей природе (натуре) идет речь?
Объясните, опираясь на конкретные факты, справедливость тезиса о
том, что «на Руси личность мало уважалась, а законы презирались».
Что же тогда уважалось на Руси? С чем считались? В чем причины
такого положения, каковы последствия?
Оцените
петровскую европеизацию с точки зрения коренных проблем модернизации
России — самодержавия, крепостничества, развития национальной
культуры. Сделайте выводы.
Объясните, какие меры Петра I заложили основы российской
бюрократической системы.
Какое
значение имело требование обязательной «службы государю и
отечеству»? Как это соотносилось с традициями предшествующих
царствований?
На
примере петровских реформ раскройте противоречия попыток
европеизации деспотическими методами.
Объясните, какие стороны европейской жизни Петр I стремился
насадить, а какие — отвергал полностью. Как Петр I относился к
представительным учреждениям?
Какое
значение для судеб России имело провозглашение в России империи? Что
из действий Петра способствовало формированию имперского сознания?
Объясните, почему в представлении последующих поколений Петр I был
великим преобразователем и именно таким вошел в историческое
сознание народа.
Тема
занятия. «Придворная рациональность» и русские оригиналы XVIII в.
Первый
документ может быть использован самим учителем на уроке для
иллюстрации быта и нравов (совместно с фрагментом из книги
С. А. Князькова) или предложен для самостоятельной домашней работы с
учетом вопросов к нему.
Можно
предложить учащимся прочитать отрывки из книги А. В. Суворова «Наука
побеждать» и на основе этих документов попытаться создать образ
полководца.
Изучение второго документа не требует особых дополнительных
разъяснений, текст образный и понятный. Оба документа могут быть
использованы для специального урока по теме «Быт и нравы дворянства
екатерининской эпохи». Учащимся можно предложить подготовить по теме
урока сообщения, используя произведения русской классической
литературы («Война и мир», «Евгений Онегин», «Маскарад», «Герой
нашего времени», «Горе от ума»). Возможны сообщения по теме «Общее и
особенное в жизни столичного и провинциального дворянства». |