И. В. Киреевский (1806—1856) — русский историк, философ, литературный
критик и публицист первой половины XIX в., один из основоположников
славянофильства.
Вопросы
и задания
Объясните, в чем И. Киреевский видел особенности развития
просвещения в Западной Европе по сравнению с Русским государством.
Каково
было влияние так называемого римского наследства — античной культуры
на средневековую Европу?
Почему И. Киреевский противопоставляет
«наружную рассудочность» западной культуры и «внутреннюю сущность»
восточной культуры, в том числе русской? Попробуйте дать свое
объяснение, опираясь на примеры.
Чем
можно объяснить различия в богословии, в философском способе
мышления между Западом и Востоком?
Какие
последствия для стран Запада имело установление католичества и для
Русского государства — принятие православия? Какие различия в
развитии государства, общества, культуры обусловлены различными
ветвями христианства?
Сравните два подхода: человек Запада «стремится развитием внешних
средств облегчить тяжесть внутренней жизни, а русский человек
стремится избегнуть внешних тягот путем внутреннего возвышения над
внешними потребностями». Сделайте выводы из сравнения о влиянии на
жизнь страны каждого из названных выше подходов.
Объясните, согласны ли вы с мыслью И. Киреевского о том, что
«русский человек больше золотой парчи придворного уважал лохмотья
юродивого». Какие причины вызвали такой подход к жизни? Какие
последствия этого для отдельного человека и для страны в целом вы
можете назвать?
Объясните, существует ли прямая зависимость (если да, то в чем она
проявлялась) между:
а) католичеством и становлением гражданского общества в странах Запада;
б) православием и развитием самодержавия и крепостничества на Руси,
просуществовавших почти до XX в. |