Н. А. Бердяев (1874—1948) — крупнейший русский либеральный философ и
историк первой половины XX в., идейный противник марксизма и
большевизма.
Вопросы
и задания
Объясните, в силу каких причин, по мнению Н. Бердяева, «своеобразие
славянской мистики — в искании града Божия, в жажде всеобщего
спасения и блага, в апокалиптическом настроении». В какой связи и
как конкретно эти настроения обусловлены: православием? исторической
традицией? национальным характером?
Приведите примеры из исторической и художественной литературы,
подтверждающие типичность для русских настроений, названных
Н. Бердяевым (в первую очередь обратитесь к произведениям Ф. М. Достоевского,
Н. А. Лескова, Д. И. Мережковского, А. А. Блока).
Объясните, как можно трактовать слова Н. Бердяева: «Русская жажда
абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству, а
русская жажда абсолютной любви — к вражде и ненависти». Почему, по
мнению Бердяева, русские проявляют бессилие и бездарность во всем
среднем? Какие ценности здесь проявляются? Как эти настроения
действуют в реальной жизни народа?
Почему
Н. Бердяев считает, что русский человек при жажде святости
абсолютной готов мириться с грязью и низостью в обыденной жизни? Как
такой настрой отражается на развитии общества и положении человека?
Согласны ли вы с мыслью Бердяева: «Русский человек упоен святостью,
и он же упоен грехом, низостью... Смиренная греховность характерна
для русской религиозности...»?
Приведите факты, подтверждающие или опровергающие эти размышления
знаменитого философа.
Тема
занятия. Древняя Русь между европейским феодализмом и восточной
властью-собственностью
Документ не труден, он может быть самостоятельно изучен. Возможно
организовать практикум, привлекая дополнительные документы. Особое
внимание можно уделить проблемам: «Власть-собственность на
Руси — сущность, причины, тенденции развития», «Западный и русский
феодал — общее и особенное». |