Н. М. Карамзин (1766—1826) — крупнейший русский историк и писатель,
создатель «Истории государства Российского» в двенадцати томах,
идеолог просвещенного абсолютизма, один из основателей русского
сентиментализма.
Вопросы
и задания
Используя текст Карамзина, составьте рассказ о
превращении при Иване III власти великого князя в самодержавную, царскую
власть.
Какие
права были впервые присвоены Иваном III как государем? Чьи
привилегии и права были ограничены?
Какие
изменения произошли в отношениях государственной власти и населения
(покажите на примере разных сословий)?
Можно
ли объяснить установление самодержавной власти при Иване III
объективными причинами? Согласны ли вы с тезисом, выведенным в
название темы данного занятия: «Социальное бесправие как
цена
национальной независимости»? Ответ обоснуйте.
Объясните следующие слова Карамзина: «все сделалось чином или
милостью государя», «разгадав тайны самодержавия, Иван III сделался
как бы земным богом для россиян». Какие влияния и традиции отношений
власти, Церкви и подданных отразились в этой формуле?
Объясните, какое значение
в этой связи имело принятие нового обряда венчания на царство,
начиная с Ивана IV. На кого был рассчитан этот обряд?
Какие цели преследовал?
Тема
занятия. Патриархальная русская семья в XVI в.
Фрагмент не труден для самостоятельного изучения школьников.
Привлекая дополнительные документы, можно провести семинар «Быт и
нравы средневековой Руси (XV—XVI вв.)», где заслушать небольшие
сообщения учащихся.
Домострой
Вопросы
и задания
Какие
меры в воспитании детей рекомендует Домострой? С чем можно
согласиться, что отвергнуть?
Объясните, почему так подробно в Домострое говорится об отношении к
родителям, к старикам. Какие традиционные для Руси ценности здесь
выступают?
Можно ли составить картину
положения женщины на Руси по Домострою? Как охарактеризовать
его?
В чем
проявляются в тексте древние родовые и семейные традиции? Чем
объяснить столь долгое их сохранение?
Покажите, как идеалы и заповеди христианства отражены в Домострое.
Согласуются ли они с патриархальными традициями русских?
Есть ли
в тексте Домостроя положения, которые до сих пор привлекают людей и
привычно используются в современных семьях? Если да, назовите их и
объясните причины их живучести.
Чем
можно объяснить столь подробную регламентацию жизни в семье? Как это
характеризует роль семьи в Московском царстве?
Тема
занятия. Власть и общество в Московском государстве
Документ может быть проанализирован в коллективной работе на
практикуме. |