Автор
документа — известный современный американский историк, главной
темой исследований которого является история России и СССР. Фрагмент
взят из его наиболее известной в России книги.
Вопросы
и задания
Р. Пайпс говорит, что взяточничество, лихоимство существует с времен
Московской Руси, т. е. с XIV—XV вв. Как можно объяснить причины
многовекового недуга российской системы управления? Какова связь
взяточничества и «кормлений»?
Объясните, почему именно «чума» коррупции, по словам Пайпса, стала
традицией судебной системы в России. Можно ли назвать это
проявлением русского национального духа?
Объясните, почему в России не закон, а произвол чиновников и их
взяточничество стали неотъемлемой частью системы государственного
управления. Какие объективные и субъективные факторы способствовали
этому? Можно ли объяснить это менталитетом населения?
Какие
изменения, в каких сферах жизни общества и государства могли бы
противостоять взяточничеству и произволу в XIX в.? Какую роль в этом
направлении сыграла судебная реформа в 1864 г.? Какую защиту от
произвола суда она создавала?
Чьи
интересы прежде всего отстаивало российское чиновничество и
российские законы?
Объясните, почему в России существовала такая сложная иерархическая
лестница чиновничества с системой автоматического продвижения с чина
на чин; назовите последствия этого для общества.
Объясните парадокс: почему среди чиновников, особенно средних и
мелких, получающих в XVIII—XIX вв. жалованье от государства, очень
слабо была распространена «идея государственной службы как службы
обществу»; каковы были последствия этого для самих чиновников, для
россиян в целом?
Согласны ли с выводом Р. Пайпса о том, что «чиновники жили за счет
народа как чужеземные завоеватели»? Ответ обоснуйте.
В чем
состояли личные интересы чиновничества в России? Возможно ли
говорить о человеческом достоинстве, истинной религиозности,
гражданственности у чиновников, в чьей среде были распространены
растрата, вымогательство, обман, мздоимство, круговая порука?
Можно
ли говорить о том, что господствующие в обществе традиционные
ценности и особенности правосознания способствовали сохранению
бюрократической системы и ее проявлений? Ответ обоснуйте.
При
каких условиях в России можно было быть честным и достойным
чиновником, судьей?
Тема
занятия. Телесные наказания и достоинство личности
Документ может быть изучен учащимися самостоятельно, с
использованием вопросов; может быть обсужден сразу на уроке, без
предварительного изучения дома.
Можно
предложить провести практическое занятие или семинар по теме
«Проблема достоинства личности в России XVIII—XIX вв.».
Возможно на уроке заслушать подготовленные учащимися сообщения о
жизни и деятельности Веры Засулич, А. Кони, об особенностях судебной
реформы 1860-х гг. в России. |