Автор
документа С. Г. Нечаев (1847—1882) представлял заговорщическое,
анархистское крыло в революционном движении конца 1860-х — начала
1870-х гг. Созданная им в 1869 г. в Москве подпольная организация
«Народная расправа» использовала методы обмана, шантажа. Боясь
разоблачения, С. Г. Нечаев организовал убийство члена организации
студента И. Иванова, критиковавшего его методы, «дабы сцементировать
кровью» организацию. Революционное подполье России отмежевалось от
Нечаева и его идей, а идеология, провозглашающая в революционном
движении принцип «цель оправдывает средства», получила образное
название «нечаевщина».
Вопросы
и задания
Перечислите, какие требования Нечаев предъявлял к человеку,
участнику революционного движения. Необходимы ли с точки зрения
интересов революции такие требования к ее участникам? Справедливы ли
они? Сделайте выводы.
Каков
смысл требования Нечаева о презрении и ненависти к общественной
нравственности? В чем опасность этого требования для человека и
общества?
Выскажите суждение о требовании считать нравственным все, что
способствует успеху революции, и безнравственным все, что ей мешает.
Какова связь этого принципа с так называемым классовым, партийным
подходом, осуществлявшимся большевиками в СССР? Каковы последствия
применения этих требований в реальной истории нашей страны?
Заложены ли в «Катехизис революционера» какие-либо требования
общечеловеческой морали, религиозности, законопослушности? Почему?
Сделайте вывод об отношении Нечаева к жизни и свободе масс, к правам
человека. Оставляет ли он свободу выбора поведения человеку?
Главный
принцип нечаевщины как течения — это «цель оправдывает средства».
Выскажите свое отношение к этому принципу, проанализируйте его
последствия для общества и отдельного человека.
Объясните, почему нечаевщину характеризуют как заговорщическое
движение. На какие стороны крестьянского мировоззрения и ценностей
рассчитывал Нечаев?
Опираясь на текст документа и основные факты советской истории,
попытайтесь ответить на вопрос: что общего между нечаевщиной и
идеологией и практикой большевизма? Что их отличает? Сделайте
выводы.
Проанализируйте фрагмент документа, где характеризуется отношение
Нечаева к разным группам населения. Сделайте выводы. Можно ли
говорить о нечаевщине как о провокационной идеологии?
Противники большевизма нередко обвиняли
большевистскую партию в нечаевщине. Были ли для этого основания? Если
да, то какие?
Тема
занятия. Марксизм и идеалы русской традиционной культуры
Приводимый текст Бердяева достаточно труден для учащихся. Прежде
всего необходимо его самостоятельное прочтение учащимися после
изучения § 1 главы IX, обдумывание приведенных вопросов. На
следующем уроке возможно их обсуждение в классе в форме фронтальной
беседы с опорой на текст.
Возможен вариант практикума, на котором документ коллективно
разбирается в классе на протяжении всего урока. При этом важно,
чтобы учащиеся объясняли текст документа, его логику, а
главное — привлекали для обоснования исторический материал по новой
и новейшей истории мира и России.
Возможно провести итоговый семинар после изучения всей главы IX. Для
обсуждения может быть избрана одна из тем, поднятых Бердяевым:
«Русский марксизм, большевизм — тоталитарный марксизм»,
«Марксизм — как вера, религия XX в.», «Марксизм, большевизм и
стереотипы русского национального (традиционного) сознания»,
«Проблемы социальной справедливости в марксизме — теория и
практика».
К
семинару по одной из тем учащиеся могут заранее (по отмеченным
вопросам) подготовить краткие тезисы для выступления, используя
дополнительный исторический материал. Может быть подготовлено
сообщение о жизни, творчестве, деятельности и судьбе Бердяева (в том
числе до эмиграции и в эмиграции). |