Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 05:25:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Гражданская война в России

    Цель урока: выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской войны в России, ее социально-экономические итоги и последствия для судеб страны в XX в.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — предпосылках и особенностях Гражданской войны в России;
      — социальном составе и политической ориентации противоборствующих сил в гражданском конфликте;
      — причинах и значении создания Красной Армии;
      — причинах и формах участия крестьян в противоборстве различных политических лагерей Гражданской войны;
      — участии рабочих в Гражданской войне;
      — причинах активности интеллигенции в годы Гражданской войны, ее политических пристрастиях;
      — политических и социально-экономических итогах и последствиях Гражданской войны в России.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Предпосылки и особенности Гражданской войны в России.
      2. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил.
      3. Создание Красной Армии.
      4. Крестьянство в Гражданской войне.
      5. Рабочие в Гражданской войне.
      6. Интеллигенция в Гражданской войне.
      7. Политические и социально-экономические итоги и последствия Гражданской войны.

Опорные знания

      Даты и события: 1917—1922 гг. — Гражданская война в России, 1917 г. — май 1918 г. — локальные военные столкновения, май 1918 г. — выступление Чехословацкого корпуса, 1918—1920 гг. — вооруженная борьба белых и красных, 1921—1922 гг. — «малая гражданская война».
      Имена: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, А. И. Егоров, С. С. Каменев, В. К. Блюхер, С. М. Буденный, П. Н. Краснов, А. В. Колчак, А. И. Деникин, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель.
      Понятия: Гражданская война, «демократическая контрреволюция», интервенция, белый и красный террор.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 16, 17, 18, 19).

Работа с картой

      На карте покажите события основных этапов Гражданской войны. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Посмотрите на плакат А. Апсита «Год пролетарской диктатуры». Определите, в чем автор видит главные итоги первого года существования большевистской власти. Какие социальные слои, по мнению автора, отражают сущность новой власти?
      Сравните плакаты на с. 51, 57, 60, 64. Что в них общего и в чем различие? По годам выпуска плакатов определите, каким событиям на фронте и в тылу были посвящены их выпуски.
      По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е.И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      На с. 71 найдите фотографию Н. И. Махно. Используя дополнительные источники информации, составьте исторический портрет этого деятеля.
      Посмотрите на фото на с. 74. Кто такие беспризорники? Почему этот феномен проявился в годы революции и Гражданской войны? Как власть пыталась решить эту проблему?
      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      По фотографии на с. 113 (с. 151) составьте перечень лозунгов, под которыми рабочие участвовали в октябрьских событиях 1917 г. и в Гражданской войне. Установите также, какие категории рабочих выступали с этих позиций, а какие — с других. Какие это были требования?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      На основании данных учебника, а также дополнительной литературы составьте таблицу основных событий Гражданской войны, имея в виду отдельное расположение материалов сражений и политических действий противоборствующих сил.

Работа с документами

      1) Прочитайте документ. Сравните его с документом Временного правительства об изъятии хлеба (§ 6). Найдите общее и особенное в этих материалах. Чем было вызвано появление обоих документов? Найдите черты сходства и различия в этих причинах. Напишите сочинение-размышление на тему «Продовольственная диктатура: объективные и субъективные причины».

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАРКОМПРОДУ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. ИЗ ДЕКРЕТА ВЦИК. 9 МАЯ 1918 г.

      ...Продовольственная политика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки... капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти... Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая. И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия...
      Принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:
      1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости...
      2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.
      3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, передавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10 лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.
      4. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытие излишков, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу...
      Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом предоставить Народному комиссариату продовольствия следующие полномочия:
      1. Издавать обязательные постановления по продовольственному делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата продовольствия.
      2. Отменять постановления местных продовольственных органов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям народного комиссара продовольствия.
      3. Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара продовольствия в связи с продовольственным делом.
      4. Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.
      5. Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара продовольствия.
      6. Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара продовольствия...

      Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1918. — № 35. — Ст. 468. — С. 437—438.

      2) Где и когда впервые прозвучала идея рабочего контроля над производством и распределением? Кто выступал ее автором? Как согласуются с этими идеями основные положения данного документа?

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ. ПРИНЯТО ВЦИК 14(27) НОЯБРЯ 1917 г.

      ...2. Рабочий Контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.
      3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет Рабочего Контроля, который, будучи органом Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, составляется из представителей Профессиональных Союзов, Заводских, Фабричных и иных Рабочих Комитетов и Рабочих Кооперативов...
      6. Органы Рабочего Контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия, принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
      7. Органы Рабочего Контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам Рабочего Контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.
      8. Решения органов Рабочего Контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов Рабочего Контроля.
      9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган Рабочего Контроля всех постановлений низших органов Рабочего Контроля.
      10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления Рабочего Контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т. п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности...

      Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — С. 25—27.

      3) Прочитайте документ. Интересы каких социальных групп он выражал? Сравните этот документ с заявлением генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917 г. Найдите черты сходства и различия.

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ГЕНЕРАЛА Л. Г. КОРНИЛОВА. ЯНВАРЬ 1918 г.

      I. Восстановление прав гражданства:
      — все граждане равны перед законом без различия пола и национальности;
      — уничтожение классовых привилегий;
      — сохранение неприкосновенности личности и жилища;
      — свобода передвижения, местожительства и пр.
      II. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.
      III. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.
      IV. Восстановление прав собственности.
      V. Восстановление русской армии на началах подлинной военной дисциплины. Армия должна формироваться на добровольческих началах без комитетов, комиссаров и выборных должностей.
      VI. Полное исполнение всех принятых Россией союзных обязательств международных договоров. Война должна быть доведена до конца в тесном единении с нашими союзниками. Мир должен быть заключен всеобщий и почетный на демократических принципах, т. е. с правом на самоопределение порабощенных народов.
      VII. В России вводится всеобщее, обязательное начальное образование с широкой местной автономией школы.
      VIII. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть проведены свободно, без всякого давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.
      IX. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, коему она передает всю полноту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли Русской, должно выработать основные законы русской конституции и окончательно сконструировать государственный строй.
      X. Церковь должна получить полную автономию в делах религии. Государственная опека над делами религии устраняется. Свобода вероисповеданий осуществляется в полной мере.
      XI. Сложный аграрный вопрос представляется на разрешение Учредительного Собрания. До разработки последним в окончательной форме земельного вопроса и издания соответствующих законов всякого рода захватно-анархические действия граждан признаются недопустимыми.
      XII. Все граждане равны перед судом. Смертная казнь остается в силе, но применяется только в случаях тягчайших государственных преступлений.
      XIII. За рабочими сохраняются все политико-экономические завоевания революции в области нормирования труда, свободы рабочих союзов, собраний и стачек, за исключением насильственной социализации предприятий и рабочего контроля, ведущего к гибели отечественной промышленности.
      XIV. Генерал Корнилов признает за отдельными народностями, входящими в состав России, право на широкую местную автономию при условии, однако, сохранения государственного единства. Польша, Украина и Финляндия, образовавшиеся в отдельные национально-государственные единицы, должны быть широко поддержаны правительством России в их стремлениях к государственному возрождению, дабы этим еще более спаять вечный и несокрушимый Союз братских народов.

      Белый архив. Сборники материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения и т. п. / Под ред. Я. М. Лисовского. — Париж, 1928. — Т. II—III. — С. 130—131.

      4) В чем вы видите причины создания Красной Армии? Чем она должна была отличаться от буржуазной армии? Почему большевики выдвинули идею создания регулярной армии, несмотря на то что ранее предполагалось заменить армию боевыми отрядами красногвардейцев?

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ. ИЗ ДЕКРЕТА СНК. 15 ЯНВАРЯ 1918 г.

      Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе.
      Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» на следующих основаниях:
      1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.
      2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или по крайней мере двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.

      Декреты Советской власти. — М., 1957. — Т. 1. — С. 356—357.

      5) Вспомните, откуда и как появились чехословацкие военные в России. Каким образом они оказались в восточных районах страны? По документу определите, каким образом действовали отряды чехословаков и как им удалось в итоге взять под контроль значительные территории в восточных районах России.

ЭШЕЛОНЫ КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ ЧЕХОСЛОВАКИ ВСТРЕТИЛИ ОГНЕМ. ИЗ ДОНЕСЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА В НАРКОМВОЕН. г. ОМСК. 26 МАЯ 1918 г.

      Начав с требований больших запасов хлеба и продвижения с оружием во Владивосток, чехословацкие эшелоны захватывают железные дороги, телеграф и станции, переговариваются на своем языке по телеграфу. Созывают в Челябинске военный чехословацкий съезд, заявляют, что между Омском — Челябинском не допустят никакого движения поездов. В Омске дело дошло до кровопролития. Шедшие эшелоны красногвардейцев чехословаки встретили огнем. Много раненых. Необходима солидная помощь с Урала и определенные указания из центра. Повторяю, положение весьма серьезное. Между Томском и Красноярском чехословацкий эшелон разоружил шедший на борьбу с Семеновым партизанский отряд и захватывает город Мариинск...

      Директивы командования фронтов Красной Армии. — М., 1977. — Т. 1. — С. 30.

      6) Вспомните лозунги большевиков периода Первой мировой войны и их отношение к дезертирству в царской армии. Чем можно объяснить изменение такого отношения в годы Гражданской войны? В документе найдите те положения, которые свидетельствуют о более жестком отношении большевиков к проблеме дезертирства, чем в царское время.

О ДЕЗЕРТИРАХ. ИЗ ПРИКАЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РВСР ПО ВОЙСКАМ И СОВЕТСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ЮЖНОГО ФРОНТА. 24 НОЯБРЯ 1919 г.

      1. Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет расстрелян.
      2. Всякий солдат Красной Армии, который самовольно покинет боевой пост, будет расстрелян.
      3. Всякий солдат, который бросит винтовку или продаст часть обмундирования, будет расстрелян...
      6. За укрывательство дезертиров виновные подлежат расстрелу.
      7. Дома, в которых будут прятаться дезертиры, будут подвергнуты сожжению.

      Военно-исторический журнал. — 1989. — № 8. — С. 46.

      7) Какие меры воздействия в отношении восставших предлагали колчаковцы? Отличались ли эти меры от тех, которые практиковали большевистские органы власти? В чем вы видите причины такого жесткого отношения к восставшим?

О РАСПРАВЕ НАД ВОССТАВШИМИ ПРОТИВ КОЛЧАКОВЦЕВ КРЕСТЬЯНАМИ. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА МАЙКОВСКОГО. 30 СЕНТЯБРЯ 1919 г.

      I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
      II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
      III. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
      IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
      V. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

      Родина. — 1990. — № 10. — С. 61.

      8) Постарайтесь на основании содержания документа сформулировать письменно сущность политики лидеров Антанты в отношении Гражданской войны в России.

МЫ ДОЛЖНЫ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ЗДОРОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ. ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ АРМИЯМИ АНТАНТЫ. 17 ФЕВРАЛЯ 1919 г.

      III. План действий
      Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ.
      Однако: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку.
      Окружение большевизма, начатое с севера, востока и юга, следует дополнить:
      На юго-востоке действиями, предпринимаемыми из района Каспийского моря для обеспечения эффективного смыкания двух основных группировок национальных сил (армий Деникина — Краснова и Уральской армии).
      На западе путем реставрации Польши, способной в военном отношении защитить свое существование.
      Эвентуально путем занятия Петрограда и во всяком случае путем блокады Балтийского моря.
      Непосредственная поддержка, которую следует оказать русским национальным силам, состоит, помимо всего, в поставках необходимых материальных средств, в создании базы, где эти силы могли бы продолжить свою организацию и откуда они могли бы затем начать свои наступательные операции.
      В этой связи возникает необходимость оккупации Украины.
      Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил.

      Из истории гражданской войны в СССР. — М., 1961. — Т. 2. — С. 7—8.

      9) Прочитайте документ. Сравните его с Декретом о земле и крестьянским Наказом (§ 7). Чем приведенный документ отличается от других? В интересах каких категорий населения он был принят? Какую политическую причину для появления он имел?

ГЕНЕРАЛ А. И. ДЕНИКИН О ЗЕМЕЛЬНОМ ВОПРОСЕ. ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ. 10 АПРЕЛЯ 1919 г.

      По указанию А. И. Деникина в основу разработки и составления положений и правил были положены следующие начала:
      I. Обеспечение интересов трудящегося населения.
      II. Создание и укрепление мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.
      III. Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом, в каждой отдельной местности, должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах собственности.
      IV. Отчуждению не подлежат земли казачьи, надельные, леса, земли высокопроизводительных сельскохозяйственных предприятий, а также земли, не имеющие сельскохозяйственного назначения, но составляющие необходимую принадлежность горно-заводских и иных промышленных предприятий; в последних двух случаях — в установленных для каждой местности повышенных размерах.
      V. Всемерное содействие земледельцам путем технических улучшений земли (мелиорация), агрономической помощи, кредита, средств производства, снабжения семенами, живым и мертвым инвентарем и пр.
      Не ожидая окончательной разработки земельного положения, надлежит теперь же принять меры к облегчению перехода земель к малоземельным и поднятию производительности сельскохозяйственного труда. При этом власть должна не допускать мести и классовой вражды, подчиняя частные интересы благу государства.

      Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции // Хрестоматия по истории общественных движений и политических партий: совместное российско-белорусское исследование. — Гомель, 1993. — С. 65.

Основное содержание

      Общественный кризис к концу 1917 г. не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу Гражданской войны, более тяжелую.
      Гражданская война стала великой трагедией для России. Ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
      Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России. Некоторые считают, что первыми актами ее были захват власти Временным правительством в феврале — марте или большевистский переворот в октябре 1917 г. Но большинство называют другую дату: ноябрь декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
      Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны. В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг. Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 г., с эвакуацией армии П. Н. Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал летом 1923 г.
      Главной целью политики «военного коммунизма», проводившейся в годы Гражданской войны, было сохранение советской власти в чрезвычайных условиях и подготовка к включению России в общество всемирного коммунизма. В реальности это значило:
      во-первых, полная централизация производства и полный контроль за ним, в том числе национализация всей крупной, средней и части мелкой промышленности;
      во-вторых, управление экономикой административными, в ряде случаев жестко репрессивными методами. Введение всеобщей трудовой повинности, принудительное закрепление рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях под угрозой трибунала. Это снизило стимул к труду. На территории, контролируемой советской властью, вспыхивали масштабные забастовки;
      в-третьих, введение продразверстки — насильственное изъятие продовольствия у производителей в объемах, которые органы советской власти считали в текущий момент достаточными;
      в-четвертых, снабжение горожан пищей и предметами первой необходимости по нормам, установленным государством. На продукты, одежду, обувь и т. п. выписывались карточки;
      в-пятых, запрет на торговлю нормированными продуктами и вещами. В реальности этот запрет выдерживался не слишком строго, так как государство не сумело само, без помощи спекулянтов, обеспечить рабочих и служащих всем необходимым;
      в-шестых, выдача зарплаты в основном продуктами и товарами. Роль денег резко уменьшилась, существовали планы их полной отмены. Цены в годы Гражданской войны росли взрывообразно, поэтому ситуация всеобщего черного рынка осложнялась безудержной инфляцией. Обе эти проблемы в рамках политики «военного коммунизма» решить не удалось;
      в-седьмых, компенсации в виде отмены выплат за жилье, коммунальные услуги, городской транспорт.
      Все перечисленные меры касались в основном городских жителей. К крестьянству же относилась только одна, зато самая тяжелая «реформа» военно-коммунистического курса — разорительная продразверстка. Фактически в те годы российский город выжил, ограбив российское село.
      Значение Брестского мира оценивается по-разному. Этот мир был, конечно, свидетельством полного военно-политического разгрома. В России он очень многими был воспринят как национальный позор. Союзники России по Антанте увидели в заключении сепаратного мира с неприятелем враждебный акт. Однако дальнейшее продолжение войны могло привести к еще более горьким результатам — вплоть до полного развала страны.
      На протяжении революционного взрыва и последующей Гражданской войны как красные, так и белые прибегали к помощи иностранных союзников.
      Гражданская война стоила России нескольких миллионов убитыми, ранеными, умершими от голода и болезней (точное число потерь неизвестно до сих пор). Спорят историки и о количестве жертв «красного» и «белого» террора. Так именуется сознательно проводимая в жизнь политика репрессий — как со стороны советской власти, так и со стороны военного командования белых. Наиболее правдоподобная цифра — около 1 млн погибших. Из них большая часть приходится на деятельность карательных органов советской власти. Но и процент жертв «белого» террора значителен.
      Этим не исчерпывалась вся суть русской трагедии. Проигрыш белых в Гражданской войне означал, что у власти остаются сторонники мировой революции, а также утопической коммунистической идеи, готовые воплощать ее в жизнь, несмотря ни на что.
      Политика «военного коммунизма» довела страну до развала экономики. С окончанием Гражданской войны потребность в ней отпала. Это дало новой политической элите возможность выбора. Партия большевиков должна была решить: либо страна будет развиваться и дальше в соответствии с этой убийственной стратегией, либо для восстановления экономики придется отказаться от нее. Таким образом, конец Гражданской войны открыл возможность для новых, более гибких форм экономического развития. Это могло вывести Россию из затянувшегося кризиса. К новой экономической политике подталкивали страшные крестьянские восстания и мятеж в Кронштадте.
      Для исторической судьбы нашей страны важен духовный опыт белого сопротивления. Несмотря на самые неблагоприятные условия, многие тысячи добровольцев, оставив семьи и дома, вышли на защиту единой неделимой России, веры, государственности. Их самоотверженное служение Отечеству является нравственным маяком для современности и грядущих поколений.

Методический комментарий

      Особое внимание следует уделить Гражданской войне в России. Важно показать, что любая революция всегда чревата гражданской войной, ибо является одной из ее форм. Однако в каких-то случаях ее удается предотвратить и свести к минимуму потери общества, а в других не удается в силу ряда субъективных причин. Поэтому главной причиной широкомасштабной Гражданской войны в России следовало бы признать политику захвативших власть в центре большевиков, а главной причиной их действий — особенности большевистской идеологической и политической доктрины. В то же время нельзя допустить популярной ныне апологетики белого движения, в ряде случаев выступавшего альтернативой профашистского толка, из которого вполне могла реализоваться фашистская модель развития, как это случилось позже в Италии и Германии. Гражданская война, с одной стороны, привела к процессу распада, атомизации общества, но с другой — послужила толчком к социальному творчеству, поиску путей обновления власти и общества.
      Следовало бы отметить, что Россия не была в эти годы единственной революционной страной. Она оказалась в центре революционных и национально-освободительных процессов, охвативших также Китай, Индию, Египет, Корею, Италию, Австро-Венгрию, Германию... Однако, за исключением Германии, она не оказала (как порой принято считать) прямого воздействия на эти процессы.
      Необходимо остановиться также на внешнем факторе Гражданской войны в России — проблеме «интервенции». Ослабление и распад Российской империи вполне соответствовали планам как воевавших с ней стран, так и союзных держав. Главной целью Англии, как известно, являлось именно ослабление Германии и России в ходе войны, что и было в итоге достигнуто. Цель Германии, однако, состояла в расширении жизненного пространства на Востоке, что не соответствовало интересам Англии, Франции, США. Поэтому заключение Брестского мира не только обеспокоило страны Антанты, но и заставило их непосредственно вмешаться в положение дел в России. Следовало бы отметить, что страны Антанты не собирались при этом превращать Россию в колонию, отторгать от нее значительные территории и т. п. Их цель, по крайней мере на первом этапе, состояла в сведении к минимуму последствий Брестского мира, чтобы не допустить усиления Германии, а тем более создания германо-большевистского союза. Англия (игравшая основную роль в определении политики Антанты в отношении России) не планировала собственного военного похода на Москву или Петроград. Ее целями было: свержение большевиков; установление в России подконтрольного правительства либералов, заявлявших о равнении на «западные демократические ценности» и готовых даже на утрату ряда территорий страны ради прихода к власти; обеспечение контроля над бакинской нефтью и основными производственными мощностями страны. Проявляла беспокойство о своих инвестициях в Россию и Франция.
      Важным является вопрос об истоках массовой поддержки населением враждовавших сторон в Гражданской войне. Следует признать, что отношение основной массы населения страны к борьбе белых и красных не носило характера предпочтения и тем более выбора их идеологических и политических установок. Люди выбирали меньшее из двух неизбежных зол. Но при этом белые призывали к «порядку», который ассоциировался у населения с прежними порядками и хозяевами жизни, в то время как красные ориентировали на социальные перемены и выдвигали лозунги, за которыми население вполне могло пойти. Переломным для завоевания на сторону большевиков крестьянского населения страны стал 1919 год, когда их политика стала носить более гибкий, по сути прагматический, характер, что обеспечило в итоге успех в борьбе за массы.
      В этой связи можно вновь вернуться к вопросу о том, что события 1917—1922 гг. во многом были крестьянской революцией.
      В оценке и освещении проблемы массового террора периода Гражданской войны следовало бы, видимо, показать как его объективную природу в данных исторических условиях, так и роль доктринального фактора в формировании большевистского террора как системы управления обществом. В этой связи можно напомнить, что уже через год после взятия власти, с введением первых концлагерей, до 96% состава заключенных в них лиц приходилось на рабочих, не выполнявших норм выработки, и крестьян, не сумевших выполнить повинностей в пользу государства. Тонкость при изучении этой части материала должна проявиться при освещении расстрела царской семьи. Следует исходить при этом из факта канонизации семьи Романовых. Упоминание в тексте термина «казнь» вряд ли правомерно, если иметь в виду, что не было суда. Целесообразнее говорить об «убийстве» или просто о «расстреле». При этом следует иметь в виду, что II съезд Советов принял решение об отмене смертной казни как высшей меры наказания. Целесообразно, видимо, отразить в учебнике как итоговую цифру жертв «красного» и «белого» террора в 1 млн человек (около), чтобы снять разночтения в других учебных книгах.

Дополнительная литература

      Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг. — М., 1995.
      Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М., 1991.
      Иоффе Г. З. Революция и судьба Романовых. — М., 1992.
      Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
      Какурин Я. Е. Как сражалась революция. — М., 1990.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. — М., 1997.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.
      Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.). — СПб., 1997.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 13, 14, 15.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 11, 12.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 24, 25.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1102 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0