Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 03:06:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Россия в мировой экономике и политике начала XX в.

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о месте и роли России в мировой экономике и политике на рубеже XIX—XX вв.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — территории Российской империи, составе, структуре и занятиях ее населения;
      — особенностях развития российской экономики в условиях модернизации;
      — противоречиях, вызванных как сохранением пережитков традиционного общества, так и самими модернизационными процессами, стремительно набиравшими силу в стране;
      — структуре политической системы и попытках перемен в ней в начале XX в.;
      — тех внешних вызовах, которые во многом определяли вектор развития не только внешней, но и внутренней политики России;
      — дискуссиях по поводу оценок развития России на рубеже XIX—XX вв.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Территория и население.
      2. Экономика.
      3. Противоречия российской модернизации.
      4. Политическая система.
      5. Внешние вызовы.

Опорные знания

      Даты и события: 1894—1917 гг. — царствование Николая II, 1904—1905 гг. — Русско-японская война.
      Имена: Николай II, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин.
      Понятия: модернизация, индустриальное общество, внешний вызов, индустриализация, гражданское общество, правовое государство, реформы.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 1).

Работа с картой

      На карте показать территорию Российской империи в начале XX в., отметив те земли, которые вошли в ее состав в XIX в.
      Показать на карте направления внешнеполитических устремлений России в начале XX в.
      На карте показать линию Транссибирской железнодорожной магистрали и написать эссе по теме «Роль Транссиба в развитии экономики России начала XX в.».
      На карте на с. 8—9 учебника А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века» показать предприятия крупнейших монопольных объединений страны, основные районы размещения иностранного капитала в промышленности.

Задания к иллюстрациям

      По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      На с. 7 изображен город Тобольск в начале XX в. Есть ли в его облике черты того времени?
      Посмотрите на фото семьи купцов Калгановых. К какой категории купечества они принадлежали, на ваш взгляд? Что об этом говорит?
      По репродукции картины И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета» вспомните, кто входил в состав этого органа. Какие задачи решал Государственный совет? Кто возглавлял его работу? Кому направлялись принятые решения?
      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      Кто изображен на фотографии на с. 27 (с. 35)? Говорят ли какие-то объекты на фотографии о времени ее создания?
      Посмотрите на фото на с. 29 (с. 40). О каких новых явлениях в городской жизни оно свидетельствует? Каким категориям населения были доступны эти новшества?
      Рассмотрите фото царской семьи на с. 39 (с. 52). К какому времени оно может быть отнесено? Что об этом свидетельствует? Напишите краткое эссе на тему «Семья последнего российского императора».

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Составьте сравнительные графики и диаграммы экономического развития России и других стран в начале XX в.

Работа с документами

      1) Прочитайте документ и напишите сочинение-размышление на тему «Состояние и проблемы развития промышленности России в конце XIX — начале XX в.».

О СОСТОЯНИИ И ЗАДАЧАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ИЗ ДОКЛАДА МИНИСТРА ФИНАНСОВ С. Ю. ВИТТЕ НИКОЛАЮ II. 1899 г.

      Россия и по настоящее время остается еще страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным образом сельскохозяйственных произведений, преимущественно хлеба. Потребности свои в фабричных изделиях, горных продуктах она в значительной степени покрывает привозом из-за границы. Экономические отношения России к Западной Европе вполне сходны с отношениями колониальных стран к своим метрополиям: последние смотрят на свои колонии как на выгодный рынок, куда они могут свободно сбывать произведения своего труда, своей промышленности и откуда могут властной рукой вычерпывать необходимое для них сырье. На этом зиждут свое экономическое могущество государства Западной Европы, и охрана или завоевание новых колоний служит его главным пособием. Россия являлась и поныне, в некоторой степени, такой гостеприимной колонией для всех промышленно развитых государств, щедро снабжая их дешевыми произведениями своей земли и дорого расплачиваясь за произведения их труда. Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия — политически независимая могущественная держава; она имеет и право и силу не хотеть быть вечной данницей экономически более развитых государств; она должна знать цену своего сырья и естественных богатств, скрытых в недрах ее обильной земли...
      Создание своей собственной промышленности — это и есть... коренная, не только экономическая, но и политическая задача...
      Что же требуетcя для этого? Капиталы, знания и предприимчивость. Только эти три силы могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности. Но, к несчастью, именно не все они поддаются искусственному насаждению... В России рост все-таки слишком медленный, ибо в ней и промышленности, и капиталов, и предприимчивости еще слишком мало...

      Хрестоматия по истории СССР. 1861—1917 / Под ред. В. Г. Тюкавкина. — М., 1990. — С. 242—244.

      2) Изучив документ, приведите данные о роли и значении иностранных инвестиций в экономику России и сделайте вывод о том, какие обстоятельства не учитывали представители зарубежного капитала при работе в России. Для ответа на вопрос используйте также и другие имеющиеся источники.

О ЗНАЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВ. ИЗ ДОКЛАДА МИНИСТРА ФИНАНСОВ С. Ю. ВИТТЕ НИКОЛАЮ II. 1899 г.

      Приток иностранных капиталов является, по глубокому убеждению министра финансов, единственным способом ускоренного доведения нашей промышленности до такого положения, при котором она будет в состоянии снабжать нашу страну изобильными и дешевыми продуктами. Каждая новая волна капиталов, приливающая из-за границы, сбивает неумеренно высокий уровень прибыли, достающейся у нас монопольному предпринимателю, и заставляет последнюю искать равновесия в новых технических усовершенствованиях, ведущих за собой удешевления продукта. Пополнение скудного резервуара народных сбережений иностранными дает возможность всем капиталам в стране свободнее разливаться по более широкому полю и заполнять не только обильные, но и менее глубокие источники прибыли. А благодаря этому и естественные богатства русской земли, и трудовые силы ее населения используются с значительно большей полнотой, все народное хозяйство начинает работать с большей напряженностью, и в это время трудно сказать, кто больше влияет на дальнейший рост промышленности — пришедший ли из-за границы капитал или свои собственные производительные силы, оживленные и развернутые при помощи этого капитала...
      Машина, привезенная в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет все-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и все это ее владелец должен будет купить в России... Из рубля, уплачиваемого за изделие предприятия, учрежденного хотя бы и при посредстве иностранного капитала, приблизительно от 25 до 40 коп. должны остаться русскому рабочему, затем значительная часть пойдет на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя; при уплате же за товар, привозимый из-за границы, весь рубль уйдет из России, и ни производитель сырья, ни производитель топлива, ни, наконец, рабочий не получит ни копейки...

      Хрестоматия по истории СССР. 1861—1917 / Под ред. В. Г. Тюкавкина. — М., 1990. — С. 244—245.

Основное содержание

      В XX век Россия вступала в зените своего территориального могущества. К тому времени страна, казалось, достигла пределов в своем географическом росте. Протяженность империи с юга на север составляла 4675,9 км, а с запада на восток — 10732,3 км. Длина ее границ была равна почти двум экваторам и составляла почти 70 тыс. км. Россия была самой крупной державой мира. Это была еще и величайшая евразийская империя. Хотя в международной политике она считалась страной европейской, две трети ее пространства не просто располагались в Азии, но и определяли многое в ее положении и формировании внутренней и внешней политики. Но если по своей территории Россия больше тяготела к Азии, то основная часть населения страны (82%) жила в европейской ее части.
      Население страны к концу века составляло 125,7 млн человек. Однако из этой огромной массы населения лишь 13,4% жили в городах. Основная же часть населения жила в патриархальной российской деревне. Низкой была и плотность населения. На одну квадратную версту по стране приходилось лишь 6,7 человека (в европейской части — 22), в то время как во Франции — 71, в Германии — 126, в Англии — 186.
      В пореформенные годы значительно выросла рождаемость. Всего за 40 лет (1858—1897) население страны увеличилось с 68 до 116 млн человек, а за следующие неполные 20 лет (1895—1914) еще почти на 50 млн человек. Эти показатели были впервые в истории страны достигнуты не за счет расширения территории империи, а благодаря высокой рождаемости (она составляла 48 человек на 1 тыс. населения в год). В итоге Россия вступала в XX век одной из самых молодых по составу населения мировых держав. Половина населения страны имела возраст до 20 лет.
      Россия к концу XIX — началу XX в. входила в пятерку индустриальных держав мира. Однако она переживала переходный период. Главной задачей было завершение индустриальной модернизации. Это был длительный исторический процесс, и многое зависело от темпов индустриального развития. Эти темпы в России, в отличие от других стран, были необычайно высокими. В пореформенной России (1861—1913) ежегодный прирост промышленной продукции составлял 5%, а в 90-е гг. — 8%! По этому показателю наша страна не имела равных среди развитых держав.
      Научные открытия быстрее, чем прежде, проникали в производство и повседневную жизнь городов. Разработка новых видов техники привела к быстрому насыщению повседневной жизни людей в разных странах, в том числе и в России, новыми атрибутами — автомобилями, самолетами, дизельными локомотивами, телефонами, радиоприемниками, фонографами, трамваями, метро и т. п.
      Все это свидетельствовало о том, что Россия в короткий исторический срок совершила гигантский рывок в своем индустриальном развитии.
      Однако, несмотря на достигнутый высокий уровень, Россия по-прежнему отставала от развитых стран. И по ряду направлений это отставание не сокращалось, а росло. Так, если в 1900—1913 гг. производство стали в России выросло с 2,2 до 4,8 млн т, то Германия по этому показателю совершила рывок с 5,3 до 17,6 млн т. Общий капитал российской промышленности составлял к 1917 г. 2 млрд долларов (без банков и железных дорог), аналогичный показатель втрое меньшей по населению Британии был в 6 раз выше, а сопоставимым по этим размерам показателем капитала владела лишь одна американская корпорация «Юнайтед Стил».
      Бурное индустриальное развитие России, высокие темпы ее прогресса в конце XIX — начале XX в. не могли не настораживать соседей как в Европе, так и в Азии.
      К этому времени изменилась расстановка сил в Европе и в мире. Огромную роль стала играть объединившаяся в 1870 г. Германия, экономическое развитие которой происходило чрезвычайно быстро. Оформление военно-политического союза Германии и Австро-Венгрии, а затем России и Франции положило начало разделению всей Европы на военно-политические лагеря.

Методический комментарий

      Первым и главным в этом разделе будет вопрос об уровне развития России в начале XX в. Сторонники теории модернизации будут вновь предлагать тезис об отставании России от других стран и народов. Думается, здесь следует несколько сместить акцент в другую плоскость, показав Россию страной, входящей в пятерку развитых мировых держав, а по темпам своего развития опережающей и своих соседей по этой пятерке.
      Следует подчеркнуть также, что формирование индустриального общества в России заметно опережало формирование гражданского общества.
      Особое внимание следует обратить на демографический фактор: резкий рост населения России в конце XIX и начале XX в., во многом определявший последующие события в нашей истории. Вступление в активную жизнь десятков миллионов людей, не связанных корнями с деревней, патриархальной семьей, традициями и обычаями, во многом становилось деструктивным фактором развития России.
      Следует также заострить внимание на том положении, которое пропало из учебников в последние 20 лет, а именно на обострении конкуренции ведущих мировых держав, вытекающей из их стремления не только вырваться вперед (Россия, Германия, Япония и др.), но и сохранить свои позиции (Англия, Франция и др.). В этой борьбе основными были как раз англо-германские и англо-российские противоречия.

Дополнительная литература

      Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
      Боханов А. Н. Николай II. — М., 1997.
      Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
      Тарковский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века. — М., 1990.
      Урилов И. X. История российской социал-демократии (меньшевизма). — М., 2005.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 1, 2, 3.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 1, 2.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 2, 5, 6—7, 8, 9, 10, 11—12.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1004 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0