Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 06:50:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты

     Цель урока: сформировать у учащихся представление о мотивах и основных направлениях реформирования основ социально-экономического и политического строя России, результатах и последствиях реформ для страны.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — предпосылках и исторической неизбежности комплексного реформирования социально-экономической и политической жизни страны в начале XX в.;
      — особенностях реформаторских усилий П. А. Столыпина в эти годы;
      — сущности и основных направлениях решения им аграрного вопроса;
      — задачах и основных этапах административной реформы, ее роли и значении для модернизационных процессов развития страны;
      — необходимости школьной реформы, ее целях, задачах, особенностях;
      — альтернативах решения национального вопроса в России, причинах ужесточения национальной политики;
      — результативности реформ П. А. Столыпина.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Аграрная реформа.
      2. Административная реформа.
      3. Школьная реформа.
      4. Ужесточение национальной политики.
      5. Результативность реформ П. А. Столыпина.

Опорные знания

      Даты и события: 1906—1911 гг. — П. А. Столыпин во главе Совета министров, 27 апреля — 8 июля 1906 г. — I Государственная дума, 20 февраля — 2 июня 1907 г. — II Государственная дума, 1907—1912 гг. — III Государственная дума.
      Имена: П. А. Столыпин.
      Понятия: парламентаризм, конституция, многопартийность, оппозиция.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 6, 7).

Работа с картой

      На карте покажите районы, в которые наиболее активно шло переселение крестьян из европейской части России.

Задания к иллюстрациям

      По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      По фото на с. 28 составьте рассказ о семье крестьян-переселенцев.
      Используя фото на с. 30, составьте сообщение о состоянии средств связи и путей сообщения в России в начале XX в. Как это состояние влияло на ход реформ?
      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      На основании фотографии П. А. Столыпина на с. 71 (с. 94) и ранее известных вам фактов его политической деятельности составьте краткий исторический портрет реформатора.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Представьте в виде схем основные положения реформ П. А. Столыпина.

Работа с документами

      1) Прочитайте документ. Напишите эссе на тему «Трудовики в Государственной думе».

РОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ГРУППЫ. ИЗ МЕМУАРОВ В. А. ОБОЛЕНСКОГО

      Вся остальная масса, около 1/3 состава Думы, состояла из беспартийных крестьян, которые подозрительно относились к «господам» всех партий.
      Еще до открытия Думы на этих крестьян пошла охота со всех сторон. Открыло охоту Министерство внутренних дел. Правый октябрист Ерогин, снабженный достаточным количеством казенных денег, организовал общежитие для крестьянских депутатов, где они имели прекрасное помещение и отличный стол по баснословно дешевым ценам. Приезжавшие в Петербург крестьяне, останавливавшиеся в гостиницах самого последнего разбора, хозяева которых обирали их как могли, охотно переселялись из своих грязных и дорогих номеров в опрятное и дешевое общежитие. А туда приходили пропагандисты, ведшие монархическую и антисемитскую агитацию.
      Крестьянское общежитие получило среди депутатов название «ерогинской живопырни». Однако «живопырня», поглотив немало казенных денег, оказала весьма малое воздействие на настроения ее обитателей. Ерогину удалось завербовать в самую правую фракцию, октябристов, лишь нескольких крестьян, преимущественно из юго-западного края... Большинство же крестьян, для которых весь смысл Государственной Думы заключался в надежде получить при ее посредстве в свое владение помещичьи земли, слушало ораторов «живопырни» совершенно равнодушно.
      Кадеты тоже делали попытки привлечь крестьян в свою фракцию, но тоже безуспешно. Заседания нашей фракции происходили в так называемом кадетском клубе, помещавшемся в самом аристократическом квартале Петербурга, на углу Сергиевской и Потемкинской улиц. Там всегда было людно, и публика, среди которой преобладали богатые петербургские евреи, была нарядная: дамы в шелковых платьях, с бриллиантовыми брошками и кольцами, мужчины — с буржуазно лощеными, упитанными и самодовольными физиономиями. Даже нас, демократически настроенных депутатов, вид этого «кадетского клуба» несколько шокировал. Можно себе представить, как неуютно себя там чувствовали крестьяне, приходившие на заседания нашей фракции. Не менее смущали их мудреные речи ораторов на этих заседаниях, на которых обсуждались совершенно непонятные им вопросы о думской тактике, о государственном бюджете и о ряде предполагавшихся законопроектов, из которых их интересовал только один — земельный. «Господская партия», решали они про себя и переставали к нам ходить.
      В числе депутатов от крестьянской курии прошел в Думу А. Ф. Аладьин. По сословной принадлежности он был крестьянином Симбирской губернии, но жил и учился в Лондоне. Выйдя в интеллигенцию, но не имея официального русского образовательного ценза, сохранил свою крестьянскую сословность. Перед выборами он приехал в Россию и, попав в выборщики от своей волости, был затем избран депутатом. В Петербурге он сразу приобрел популярность между крестьянскими депутатами благодаря своему крестьянскому происхождению и демагогическому красноречию и решил образовать самостоятельную крестьянскую фракцию. Он понял, что для объединения крестьян не нужно никакой подробной политической программы. Достаточно придумать подходящую вывеску, которая дала бы им почувствовать, что в этом объединении они являются хозяевами, а затем пустить в оборот два-три соблазнительных для них лозунга. Вывеску он придумал привлекательную для крестьян — «Крестьянская Трудовая группа», а главный лозунг — «земля трудящимся», и, конечно, даром.
      Таким образом за два-три дня до открытия Думы возникла просуществовавшая до самой революции 1917 года «Трудовая группа», превратившаяся впоследствии в «Трудовую народно-социалистическую партию».
      Большинство перводумских крестьян сразу же записалось в «Трудовую группу». Вошла в нее и большая часть прошедших в Думу тайных социалистов-революционеров, а также депутатов, принадлежавших к распространенному тогда в России типу интеллигентов «левее кадетов», которым нравилось быть «левыми», но которые не имели личного мужества, чтобы войти в революционные партии, а вместе с тем не имели гражданского мужества примкнуть к партии Народной Свободы, отказавшейся от революционной тактики и за это подвергавшейся резким нападкам толпы.

      Оболенский В. А. Моя жизнь. Мои современники. — Париж, 1988. — С. 335—336.

      2) Чем предлагавшиеся П. А. Столыпиным меры отличались от тех, которые предлагали его предшественники? На решение каких задач они были направлены?

ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ, СДЕЛАННОГО П. А. СТОЛЫПИНЫМ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ НА ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ. 1906 г.

      ...Таким образом, путь Правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и, вместе с тем, напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе.
      Обращаясь к способам достижения последней цели, Правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной Думы и Государственного Совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях. На это должен быть использован весь промежуток времени до созыва Государственной Думы. Другие, по чрезвычайной неотложности своей, должны быть проведены в жизнь немедленно. Это такие вопросы, которые вытекают из начал, возвещенных в Высочайших Манифестах, частичное разрешение которых не может связать свободы действий будущих законодательных учреждений и направление которых уже предрешено. На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный и землеустроительный. Практический почин в этом вопросе дан Высочайшим повелением о передаче крестьянскому поземельному банку удельных оброчных статей. Последующими распоряжениями Правительство даст возможность местным землеустроительным комиссиям ныне же фактически начать устройство быта малоземельных крестьян, как использованием во всех местностях, где существует земельная нужда, наличного земельного запаса, так и облегчением в этом отношении частной самодеятельности крестьян. Реальная работа на местах даст богатый материал будущей Государственной Думе в этом в высшей степени сложном вопросе.
      Ныне также будут проведены некоторые неотложные мероприятия в смысле гражданского равноправия и свободы вероисповедания. Предположено отменить отжившие ограничения, стесняющие крестьян и старообрядцев с определением прав последних точными законодательными постановлениями. Равным образом и в области еврейского вопроса безотлагательно будет рассмотрено, какие ограничения, как вселяющие лишь раздражение и явно отжившие, могут быть отменены немедленно и какие, как касающиеся существа отношений еврейской народности к коренному населению, являются делом народной совести, почему предрешение их стеснило бы последующую работу законодательных учреждений. Расширение сети народных школ, в связи с планом введения всеобщего обучения, и улучшение материального обеспечения народных учителей уже намечены Правительством к ближайшему осуществлению путем внесения на этот предмет в смету будущего года 5,5 миллиона рублей.
      Насколько широка область подготовляемых законопроектов для представления в будущую Государственную Думу, видно из того, что, независимо от работ по замене существующих временных правил о собраниях, союзах и печати постоянными законоположениями, Правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения; важнейшие из них следующие:
      1) о свободе вероисповедания;
      2) о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
      3) об улучшении крестьянского землевладения;
      4) об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
      5) о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
      6) о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
      7) о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
      8) о преобразовании местных судов;
      9) о реформе средней и высшей школы;
      10) о подоходном налоге;
      11) о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
      12) о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.
      Наконец, рядом с этим, деятельно продолжаются подготовительные работы по предстоящему, согласно Высочайшему повелению, созыву всероссийского поместного церковного собора.
      Поставить себе целью безусловное поддержание и упрочение порядка и одновременное подготовление и проведение необходимых преобразований и твердо надеясь на успешность работы будущих сессий законодательных учреждений, Правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства. Со своей стороны Правительство считает для себя обязательным не стеснять свободно высказываемого общественного мнения, будь то печатным словом или путем общественных собраний. Но если этими способами разумного проявления общественного сознания воспользуются для проведения идей революционных, то Правительство, не колеблясь, должно будет и впредь предъявлять к своим агентам безусловное требование всеми законными мерами ограждать население от обращения орудия просвещения и прогресса в способ пропаганды разрушения и насилия.

      Убийство Столыпина: Свидетельства и документы. — Рига, 1990. — С. 43—45.

      3) Прочитайте документ. Подготовьте диспут на тему «Разрушение крестьянской общины и его последствия». Перечень вопросов определите самостоятельно.

ПОЛОЖЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ (ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С 1907 ПО 1911 гг.)

      Возьмем самый простой принцип раздела, который заключается в распределении общинных земель по числу дворов. Очевидно, что ценность земли не зависит исключительно от ее количества, надо учитывать ее качество, большее или меньшее плодородие, удаленность от деревни, близость к источникам воды и путям сообщения, в конце концов, массу обстоятельств, которые невозможно учесть. Таким образом, чтобы соблюсти принцип строгого равноправия, община разделила земли на несколько зон: земли богатые, средние, посредственные и бедные. Каждый двор получил равную часть в каждой из этих зон.
      Таким образом началось бесконечное дробление земли, доведенное до пределов абсурда. Участки земли, доставшиеся одному двору, были, естественно, удалены друг от друга. В результате подобного положения какая-нибудь семья ограничивалась обработкой только тех участков, которые находились вблизи двора. Различные участки земли были рассыпаны от ближайшего к деревне пункта до мест, отстоявших от нее на множество километров; расстояние в 5—10 километров между участками считалось нормальным. Результатом этого было то, что, несмотря на нехватку земли, на границе наделов часто встречались необработанные участки.
      Если, в результате усиленной и продуманной работы, владельцу какого-то участка удавалось сделать его более плодородным, увеличить его продуктивность в результате более тщательной обработки, использования более подходящих удобрений, две трети глав семей мира могли счесть, что принадлежность этого более плодородного участка одному двору нарушает равенство в разделе общинной земли. В подобном случае приступали к новому разделу, и этот маленький участок земли, причина тяжбы, делился, в свою очередь, между всеми дворами.
      Кончалось тем, что земля была разделена на столь узкие полосы, что нередко встречались отрезки шириной в два-три метра и длиной более чем в километр. Такая система раздела оказывалась, кроме всего прочего, причиной потери значительной части обрабатываемой земли. Действительно, поросшие сорняками межи, которые разделяли участки отдельных дворов, занимали все более и более значительную площадь. Таким образом, в Центральной России, например, где недостаток в обрабатываемой земле ощущался наиболее остро, седьмая часть полей терялась под пограничные межи. Чтобы предотвратить, по мере возможности, эти неудобства, закон 1893 года, упорядочивающий распределение наделов, запрещает приступать к новому разделу в течение срока менее чем в двенадцать лет.
      Однако все эти эгалитарные (уравнительные. — Сост.) устремления вовсе не приводили к равенству всех членов коллектива. Искомое равновесие нарушалось сразу же после раздела самим функционированием общественной системы.
      Эта система парализовала всякое усилие, уничтожала всякую частную инициативу. Каждый отдельный двор не имел полной свободы в использовании земли; таким образом, всякое изменение способа извлечения дохода, даже незначительное, становилось трудным, даже невозможным, когда хозяин лишен инициативы и не уверен в полезности повышения продуктивности своего труда. Устранить мотив деятельности — значит ослабить или уничтожить импульс, который мог бы побудить крестьянина к введению какого-либо новшества.
      Узость обрабатываемых участков, их близость к другим участкам, принадлежащим множеству хозяев, требовали выращивания однородных культур; выпас общинного скота принуждал каждую семью подчиняться общим порядкам; посев, сбор урожая должны были осуществляться в установленные дни, в течение которых все жители данной деревни выполняли одинаковые работы, если же один из них не следовал общему правилу, общинный скот причинял его участку серьезный урон. Точная установка времени посева и сбора урожая предписывала, таким образом, каждому крестьянину выращивать те же культуры, что и его соседи, и обрабатывать свой участок одновременно с ними.

      Тери Э. Россия в 1914 г.: Экономический обзор. — Париж, 1986. — С. 26—28.

Основное содержание

      Если реформы политической системы были вырваны у царизма напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в стране преобразования связаны с именем председателя Совета министров П. А. Столыпина. Фактически речь шла о целом «пакете реформ», стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества.
      Краеугольным камнем Столыпинской аграрной реформы был указ от 9 ноября 1906 г., утверждавший право главы крестьянского двора выходить из общины и приватизировать общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить). Указом от 15 ноября разрешалось закладывать общинные земли, что открыло новую сферу деятельности для Крестьянского банка, чьи фонды были значительно увеличены, а также повышало размер кредитов, доступных более состоятельным крестьянам. Была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, расположенные на одном большом наделе в стороне от деревни, были официально провозглашены оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами на земельных торгах, проводимых государственным Крестьянским банком, при предоставлении государственных кредитов и приватизации общинной земли. В азиатской России и на Кавказе крестьянам Центральной России были предложены для колонизации государственные земли и колонизация частично финансировалась правительством.
      Все эти законы способствовали появлению в России независимого крестьянства западного типа.
      Важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа. Она увязывалась с проводимой приватизацией крестьянских земель и с публично провозглашенным желанием покончить с исключительным статусом крестьянина и превратить его в полноправную личность. Для этого необходимо было все крестьянские сословные учреждения, такие как крестьянская «волость» и волостной суд, заменить общими, т. е. внесословными, органами управления.
      Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще в начале 1900-х гг., под давлением земской общественности, Министерство просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования.
      Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень.
      Основной целью своих реформ П. А. Столыпин считал создание «великой России». Этот программный лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.
      Таким образом, политика, проводимая П. А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени, это понимал и сам реформатор. Однако довести до логического конца процесс модернизации страны Россия не успела.

Методический комментарий

      Политические реформы 1905—1906 гг., их характер и последствия для страны занимают в этом материале одно из центральных мест. В их ряду следовало бы обратить внимание на реформы правительства. Правильно было бы также поставить вопрос о признании Основных законов 1906 г. первой российской конституцией.
      Говоря о легальной российской многопартийности, необходимо показать место и роль политического радикализма, его истоки, причины востребованности в обществе, влияние на власть.
      Феномен политического террора в России, предпосылки его зарождения, последствия для нашей страны также должны занять свое место в изложении. При этом, как представляется, следовало бы с учетом особенностей нынешней внутриполитической и международной ситуации развенчать популярный в недавнем прошлом тезис о России как родине террора.
      При анализе реформ П. А. Столыпина следует обратить внимание на их комплексный характер, основные цели и задачи, потенциальные последствия для России. Вместе с тем, говоря о том, что они дали и чего не дали для страны, важно подчеркнуть их противоречивый характер. В связи с этим необходимо остановиться на последствиях разрушения общины, вызвавшего стремительное расслоение крестьянства, отходничество в город, начавшуюся урбанизацию, неустроенность жизни новых горожан, отсутствие рабочих мест для все новых и новых представителей провинциальной интеллигенции, из рядов которой рекрутировались будущие активные участники революционных процессов. Сужение социальной базы политического режима в итоге стало и одним из следствий реформ Столыпина, и одной из предпосылок революции 1917 г.

Дополнительная литература

      Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг. — Л., 1978.
      Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг. — М., 1995.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.
      Становление российского парламентаризма начала XX века / Под ред. Н. Б. Селунской. — М., 1996.
      Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века. — М., 1990.
      Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. — М., 2001.
      Урилов И. X. История российской социал-демократии (меньшевизма). — М., 2005.
      Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907—1914 гг. — М., 1991.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 5, 6, 7.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 4, 5.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 16.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 728 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0