Цель урока: определить понятие и основные проявления «оттепели», ее пределы и значение для развития советского общества.
Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
— предпосылках и сущности «оттепели»;
— новой тематике и поиске новых героев в художественном творчестве;
— новых способах взаимодействия власти и деятелей культуры;
— феномене шестидесятников;
— предпосылках и формах проявления борьбы с религией на рубеже 50—60-х гг.;
— сущности и социальной значимости «бытовой революции», противоречивости ее последствий;
— новой государственной политике в сфере образования и ее роли в «развернутом коммунистическом строительстве».
План
1. Начало «оттепели».
2. Новые темы и герои в литературе и кино.
3. Власть и деятели культуры.
4. Шестидесятники.
5. «Физики» и «лирики».
6. Новый виток в борьбе с религией.
7. «Бытовая революция».
8. Развитие образования.
Опорные знания
Даты и события:
1957 г. — VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
1958 г. — начало школьной реформы
Имена:
И. Г. Эренбург, В. Д. Дудинцев, А. И. Солженицын,
А. Т. Твардовский, Б. Л. Пастернак, Э. М. Белютин, Э. Неизвестный,
X. Ван Клиберн, М. М. Плисецкая, Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко,
А. А. Вознесенский, М. М. Ромм, Д. А. Гранин, Б. Ш. Окуджава.
Понятия:
«Оттепель»; самиздат; тамиздат; шестидесятники; «бытовая революция»; «хрущевки».
Оборудование
Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов
советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
Работа с CD
«История России. XX век» (§ 42).
Задания к иллюстрациям
Кто изображен на фотографии на с. 114? Что вы знаете об этом
человеке? Какую страницу его биографии иллюстрирует данная фотография?
Вспомните, как относился к абстрактной живописи Н. С. Хрущев. Что изображено на фотографии на с. 117?
Составьте рассказ по фотографии на с. 118. Почему Всемирный
фестиваль молодежи и студентов 1957 г. в Москве имел такое большое
значение для советских людей?
Дайте авторский комментарий к картине Н. Андронова «Плотогоны» (с. 119).
Составьте рассказ на тему «Физики» и «лирики», используя фотографии на с. 120.
На фотографии (с. 123) виден интерьер квартиры начала 60-х гг.
Чем он отличался от интерьеров квартир довоенного времени?
На с. 125 помещена карикатура Кукрыниксов. Вспомните, кого и
почему называли стилягами. На основе карикатуры опишите особенности
внешнего вида стиляг.
Работа с документами
1) Прочитайте документ и определите, чем было
вызвано ужесточение отношения государства к Церкви в конце 50-х гг.
Сравните эту политику с политикой И. В. Сталина, осуществлявшейся
с 1943 г. Что изменилось в обществе и во власти с той поры?
ЗАПИСКА В ЦК КПСС П. Ф. КОЛОНИЦКОГО ОБ ОТНОШЕНИИ КПСС К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ. 1958 г.
1. Ликвидация классовой базы религии как главное условие полного преодоления религиозных предрассудков в СССР.
В ходе социалистических преобразований в СССР ликвидирована
главная причина религии — частная собственность на средства
производства и обусловленные ею разделение общества на противоположные
классы и эксплуатация человека человеком. Этим создана реальная
предпосылка, непременное условие полного преодоления религиозных
предрассудков. В результате произошел массовый отход трудящихся от
религии и церкви.
Однако силой традиции и некоторых других причин (наследие
капитализма в экономике, влияние буржуазной идеологии извне, пережитки
бескультурности и т. д.) религиозные пережитки еще держатся в сознании
значительной части населения СССР и могут быть полностью преодолены
лишь в ходе дальнейшей работы партии по коммунистическому воспитанию
трудящихся.
2. Пропаганда научного атеизма — составная часть всей политико-воспитательной работы КПСС среди населения.
Религиозные пережитки несовместимы с научным
марксистско-ленинским мировоззрением КПСС, по существу, противостоят
делу коммунистического строительства. Одним из обязательных условий
победы коммунизма является высокий уровень социалистической
сознательности и культуры трудящихся масс — строителей коммунизма,
а следовательно, полное преодоление пережитков буржуазной идеологии,
антинаучных взглядов, всякого рода предрассудков и суеверий. Воспитание
трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, в духе
коммунистической морали предполагает пропаганду научного атеизма.
Пропаганда научного атеизма и преодоление религиозных пережитков —
неотъемлемая составная часть всей работы КПСС по коммунистическому
воспитанию трудящихся.
3. Методы и формы научно-атеистической пропаганды.
КПСС руководствуется указанием В. И. Ленина о борьбе за
преодоление религии идейным и только идейным путем. Свобода отправления
религиозных культов — исходный пункт в выборе методов и форм
научно-атеистической пропаганды. Важнейшее требование
научно-атеистической пропаганды — недопустимость административных мер
по отношению к служителям церкви и церковным организациям, внимательное
и чуткое отношение к верующим, не допускающее оскорбления их
религиозных чувств. Распространение политических и научных знаний,
научная аргументированность антирелигиозной пропаганды — необходимые
условия успешной борьбы за полное преодоление религиозных пережитков.
2) Прочитайте документ. Чем вызвана смена
идеологических установок в главном партийном документе КПСС? В каком
направлении предлагалось изменить идеологию? К каким последствиям это
могло привести?
ПИСЬМО О. В. КУУСИНЕНА Н. С. ХРУЩЕВУ
О ПОСЫЛКЕ ЗАМЕЧАНИЙ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ И К РАЗДЕЛУ:
«ЗАДАЧИ КПСС В ОБЛАСТИ ПОДЪЕМА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА» С ПРИЛОЖЕНИЕМ
ЗАМЕЧАНИЙ. 29 МАРТА 1961 г.
Вторая часть проекта программы — самая существенная. Во всех
шести разделах этой части речь идет, в основном, о задачах партии по
созданию основ коммунистического общества в течение двух ближайших
десятилетий. Ясно, что на более длительные сроки трудно с достаточной
точностью рассчитать реальную осуществимость, — значит,
и своевременность выдвижения — таких конкретных исторических задач
общественного преобразования, о которых речь идет в программе партии.
Правильно говорится в проекте, что наша партия как партия
научного коммунизма «выдвигает и решает очередные задачи
коммунистического строительства постепенно, в меру подготовки и
созревания материальных и духовных предпосылок, избегая как излишней
торопливости и введения того, что еще не созрело, так и всякой
неоправданной задержки на достигнутом...» (стр. 63). Как раз с точки
зрения этого, действительно марксистского метода следует проверять и
правильность и своевременность тех задач, которые выдвигаются в самом
проекте.
Во введении ко второй части проекта дается характеристика
победившего, развитого коммунизма, составленная на основе научных
трудов Маркса, Энгельса, Ленина. Как известно, Ленин в 1918 году
возражал против включения в программу характеристики коммунизма,
говоря, что «как будет выглядеть законченный социализм (коммунизм. — К.),
мы этого не знаем» (т. 27, стр. 122). Он подчеркивал: «Теперь наша
программа будет строиться не столько по книжкам, сколько из практики,
из опыта советской власти» (т. 27, стр. 117). Мы, конечно,
и в настоящее время мало что можем прибавить к той общей картине
развитого коммунизма, которую предвидели Маркс, Энгельс, Ленин. Но ныне
наша страна уже с такой быстротой приближается к практическому
осуществлению их гениального предвидения, что миллионы членов партии и
беспартийных, несомненно, захотят найти в новой программе партии хотя
бы самое общее и предварительное начертание величайшей цели
Коммунистической партии. Это и показано — именно в виде «конечной цели
Коммунистической партии» — во введении ко II части проекта программы
(стр. 58—62).
Это само по себе правильно и полезно. Но понимая, что
характеристика победившего, развитого коммунизма пока еще неизбежно
носит абстрактно-теоретический характер, а партия, работая в конкретных
условиях внутреннего и международного положения, строит не
абстрактный, а реальный коммунизм, — следовало бы всюду во второй части
возможно точнее разграничить ближайшие задачи, реально рассчитанные на
выполнение в течение предстоящего двадцатилетнего периода, и более
далекие перспективы. В проекте это не делается последовательно. Задачи и
преобразования, созревшие для осуществления уже в современный период,
местами смешиваются с более далекими преобразованиями, которые
относятся к осуществлению «конечной цели».
Так, например, сложный процесс развития нашего государства
в современный период характеризуется (стр. 114) следующей фразой:
«Развитие социалистической государственности в период развернутого
коммунистического строительства означает постепенное преобразование ее
в общественное самоуправление». Это почти дословно совпадает с тем, что
во введении (стр. 62) было сказано при теоретической характеристике
развитого коммунизма («Коммунизм означает перерастание сверху донизу
социалистической государственности в коммунистическое общественное
самоуправление...»). Значит, здесь упускается из виду та огромная
разница, которая имеется между начальным процессом отмирания
государства при социализме и созревшей стадией этого процесса при
коммунизме.
В настоящий период в вопросе о развитии государственности,
очевидно, приходится концентрировать главное внимание на задачах
дальнейшего развития социалистической демократии, а не на отмирании
государства (хотя эти две стороны вопроса в сущности своей связаны друг
с другом). Наше государство будет еще довольно долгое время играть
гигантскую роль не только как организация оборонной мощи, как оплот
мира и фактор международного авторитета мировой социалистической
системы, но и в историческом деле создания материально-технической базы
коммунизма. И вряд ли в ближайшей перспективе исключается и такая
возможность, что даже после создания в нашей стране важнейших основ
коммунизма может последовать промежуточный период, во время которого
нам нужно будет еще сохранить сильную государственную организацию как
в общественном производстве, так и в оборонном деле. Ведь империализм
пока еще мало склонен убираться к своей бабушке.
В разделе о задачах партии в области национальной политики
конкретные задачи поставлены в общем правильно, но в связи с этим
выдвигается и такое общее положение, что «по мере продвижения СССР
к коммунизму» будут все больше «стираться национальные различия» между
всеми народами Советского Союза. В характеристике развитого коммунизма
(во введении ко второй части проекта) соответствующая мысль выражена
даже в несколько более осторожной форме: «при коммунизме братское
сближение наций и народностей постепенно приведет к стиранию граней
между ними». Однако мы знаем, что стирание национальных различий — это
настолько далекая цель коммунизма, что, пожалуй, лучше теперь
в программе об этом не говорить. Ленин указывал, что национальные и
государственные различия между народами и странами «будут держаться еще
очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во
всемирном масштабе» (т. 31, стр. 72). Поэтому, если мы теперь вместо
идеи о слиянии наций подчеркнем важность братского сближения наций,
программа нашей партии будет иметь больше влияния и среди тех
многомиллионных масс Азии, Африки и Латинской Америки, которые в данный
период только борются за свое национальное дело.
Видимо, не менее тщательное разграничение ближайших и конечных
перспектив требуется и при формулировании таких сложных и длительных
задач, как преодоление различий между городом и деревней, между людьми
умственного и людьми физического труда. Здесь приходится учитывать и
последствия вековой отсталости деревни, отставания людей физического
труда от культурного уровня интеллигенции, и известную специфику той и
другой проблемы.
В проекте на стр. 64 сказано, что в течение второго десятилетия
в СССР «будут ликвидированы социально-экономические различия между
городом и деревней и в основном преодолены культурно-бытовые различия
между ними». Это примерно та же самая формулировка, которая употреблена
в описании победившего, развитого коммунизма (стр. 59). Невольно
возникает впечатление, что проект старается представить складывающееся
через 20 лет положение таким, каким оно может выглядеть лишь на зрелой
стадии коммунистического общества.
В последующих разделах проекта, в частности там, где речь идет
о задачах партии в области сельского хозяйства и развития колхозного
строя (стр. 74—85), не содержится таких далеко идущих необоснованных
утверждений. Наоборот, здесь мы находим формулировки, более отвечающие
действительности. Например, на стр. 85 отмечено, что «переход от
деревень и сел к населенным пунктам городского типа должен
осуществляться постепенно, по мере усиления экономической мощи
колхозов, в соответствии с желаниями колхозного крестьянства».
В связи с этими вопросами надо отметить в проекте одно
сомнительное место на стр. 108. Здесь говорится, что в период
развернутого коммунистического строительства «возрастет значение
кооперативных организаций как одной из форм вовлечения масс
в коммунистическое строительство». Если при этом имеется в виду
промысловая или потребительская кооперация, то вряд ли в перспективе
значение этих форм кооперации будет возрастать...
Разумеется, все конкретные задачи программы, реально
рассчитанные на осуществление уже в условиях ближайших двадцати лет,
идут в направлении «конечной цели» партии и имеют назначение создать
необходимый фундамент и даже важные составные части величественного
здания коммунистического общества. Все это следует в программе сказать и
подчеркнуть, ибо выполнение этих задач ближайшего периода, безусловно,
будет иметь решающее историческое значение для построения
коммунистического общества в нашей великой стране, первой прокладывающей
путь к коммунизму. Но программа не может ориентировать партию и народ
на ожидание того, что в конце предстоящего 20-летнего периода в нашей
стране уже будет воздвигнуто готовое здание коммунистического общества.
3) На основе приведенных документов
составьте рассказ об изменениях общественных настроений в годы реформ
Н. С. Хрущева. Озаглавьте его.
ИЗ ПИСЬМА В КОНСТИТУЦИОННУЮ КОМИССИЮ ПЕНЗЕНСКОГО РАБОЧЕГО П. Р. ГРИГОРЬЕВА. 1964 г.
Без свободы слова и печати общество нормально развиваться не
может, так как никто, кроме народа, не сможет усмотреть лучше все наши
плюсы и минусы. Мы имеем критику сверху вниз, но не имеем критику снизу
вверх. Без критики в двух направлениях мы нашу жизнь не сможем
исправить.
СТИХОТВОРЕНИЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ»». 1958 г.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей. |
Работа со схемами, диаграммами, таблицами
1. Какие отрасли советской промышленности стали развиваться
благодаря расширению строительства жилья? Обоснуйте ответ. Представьте
информацию в виде организационной диаграммы.
2. Определите положительные и отрицательные результаты
ограничения свободы творчества. Представьте информацию в виде таблицы.
3. Составьте сводную таблицу запрещенных произведений искусства. Проанализируйте причины запрета. Найдите общее.
Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
Начавшийся после смерти И. В. Сталина период некоторого
ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и
перемен во внутренней и внешней политике вошел в отечественную историю
под названием «оттепель». Понятие «оттепель» широко используется как
метафора для описания характера изменений в духовном климате советского
общества после марта 1953 г.
Доклад Хрущева на XX съезде КПСС произвел ошеломляющее
впечатление на всю страну. Он обозначил рубеж в духовной жизни
советского общества — до и после XX съезда. Осмысление и обсуждение
прозвучавших в докладе оценок разделили людей на сторонников и
противников критики Сталина и разоблачения культа личности, на
«обновленцев» и приверженцев продолжения сталинской политики.
После XX съезда прямое идеологическое давление на сферу
культуры со стороны партийного руководства стало несколько ослабевать.
Период «оттепели» охватил примерно 10 лет, но упомянутые процессы шли
с разной степенью интенсивности и были отмечены многочисленными
отступлениями от либерализации режима.
Как жить с грузом ответственности за прошлое и как изменить
жизнь, не допустить повторения трагедии массовых репрессий, огромных
лишений и жесткого диктата над сферой духовной жизни, — все это широко
обсуждалось в обществе.
Литературная трибуна в СССР во многом заменяла свободную
политическую полемику, и в условиях отсутствия свободы слова
литературные произведения оказывались в центре острых общественных
дискуссий. В годы «оттепели» в стране сформировалась большая и
заинтересованная читательская аудитория, заявившая о своем праве на
самостоятельные оценки и на выбор симпатий и антипатий.
«Оттепельная» проза и драматургия уделяли большое внимание
внутреннему миру и частной жизни человека. На рубеже 1950—1960-х гг. на
страницах «толстых» журналов, имевших многомиллионную читательскую
аудиторию, начинают появляться произведения молодых писателей о молодых
же современниках. Происходит четкое разделение на «деревенскую»
(В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин,
В. П. Астафьев, С. П. Залыгин) и «городскую» (Ю. В. Трифонов,
В. В. Липатов) прозу.
Другой важной темой искусства стали размышления о мироощущении
человека на войне, о цене победы. Авторами таких произведений стали
люди, прошедшие войну и переосмыслившие этот опыт с позиции людей,
бывших в самой гуще событий.
Однако внимание властей к литературно-художественному процессу
как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно
отыскивала и уничтожала проявления инакомыслия.
В конце 50-х гг. возник литературный самиздат. Так назывались
ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий
издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и
отечественных авторов. Через самиздат небольшая часть читающей публики
получила возможность знакомиться с запрещенными к официальной
публикации произведениями как известных, так и молодых авторов.
Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал
тамиздат. Так назывались печатавшиеся за границей произведения
советских авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину
к своему читателю.
В эти годы вошло в практику проведение встреч руководителей
партии и государства с представителями интеллигенции. По существу,
в государственной политике управления культурой мало что изменилось,
и Н. С. Хрущев на одной из таких встреч не преминул отметить, что
в вопросах искусства он «сталинист».
После Карибского кризиса высшее партийное руководство сочло
необходимым еще раз подчеркнуть невозможность мирного сосуществования
социалистической и буржуазной идеологии. В печати была развернута
кампания критики «идейно чуждых влияний» и «индивидуалистического
произвола».
Визитной карточкой советского искусства за рубежом стал балет.
Большинство социально активных представителей творческой
молодежи было далеко от открытой оппозиции существующей власти. Широко
распространенной оставалась убежденность в том, что логика
исторического развития Советского Союза требует безусловного отказа от
сталинских методов политического руководства и «возврата к идеалам
революции», к последовательному воплощению в жизнь принципов социализма
(хотя, конечно, в среде сторонников таких взглядов не было единодушия и
многие считали Сталина прямым политическим наследником Ленина).
Разделявших такие настроения представителей нового поколения принято
называть шестидесятниками.
Живейший интерес молодежной аудитории к поэтическому слову
определил духовную атмосферу рубежа 50—60-х гг. Наступил период
расцвета «поющейся поэзии» — авторского песенного творчества.
Быстро росли новые научные центры — новосибирский
Академгородок, подмосковные Дубна (Объединенный институт ядерных
исследований), Протвино, Обнинск, Троицк и др.
Годы «оттепели» отмечены выдающимися достижениями отечественной
науки и конструкторской мысли. В споре «физиков» и «лириков» победа
все же, как казалось, оставалась за теми, кто представлял
научно-технический прогресс.
Однако прорывы в знаковых направлениях освоения космоса и
атомной энергии сопровождались отставанием в ряде других ключевых сфер,
определявших научно-технический прогресс (например, в области
вычислительной техники). Всплески творческой свободы, характерные для
духовной атмосферы эпохи, нередко гасились бесцеремонным вмешательством
власти в творческий процесс.
Реальную опасность для перспектив «коммунистического
строительства» власть усматривала и в том, что, несмотря на
провозглашенную цель «воспитания нового человека», в СССР не удавалось
искоренить религиозное самосознание. Годы «оттепели» были ознаменованы
новым оживлением антирелигиозной пропаганды и жестким административным
давлением на Русскую православную церковь.
На рубеже 50—60-х гг. развернулась широкомасштабная
идеологическая кампания по пропаганде преимуществ советского строя и
превосходства советского образа жизни. Однако развитие социальной сферы
катастрофически отставало от потребностей людей. СССР вырвался вперед
в освоении космоса, но оставался далеко позади Запада по уровню и
качеству жизни.
Настоятельной потребностью являлось решение жилищной проблемы.
После XX съезда КПСС Хрущев начал настоящую «жилищную революцию». За
период 1956—1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%,
в результате новоселье справили около 54 млн человек (¼ населения СССР).
Некоторая демократизация повседневной жизни постепенно меняла
внешний облик советских людей, интерес к моде перестал считаться
«недостойным советского человека» и предосудительным.
Для того чтобы «приблизить школу к производству», была начата
реформа системы среднего образования. В декабре 1958 г. вместо полного
10-летнего и всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено
всеобщее обязательное 8-летнее.
Дополнительная литература
Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985). — М., 1991.
Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
Зезина М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950— 60-е годы. — М., 1999.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945—1964. — М., 1993.
Медведев Р. А. Н. С. Хрущев: политическая биография. — М., 1990.
Микоян А. И. Так было. — М., 2000.
Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель». 1953—1964. — М., 2002.
Таубман У. Хрущев. — М., 2006.
Хрущев Н. С. Воспоминания. — М., 1997.
Хрущев С. Н. Рождение сверхдержавы: книга об отце. — М., 2000.
Чуев Ф. Каганович. Шепилов. — М., 2001.
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.
Шепилов Д. Непримкнувший. — М., 2001.
Домашнее задание: § 8. |