Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 01:07:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Политические процессы в СССР в 1953—1964 гг.

     Цель урока: проанализировать причины и основные направления перемен в политической жизни страны после смерти И. В. Сталина.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — противоречивой реакции советского народа на смерть И. В. Сталина;
      — причинах и основных этапах борьбы за власть в 1953—1957 гг.;
      — роли и значении XX съезда КПСС в послевоенной истории страны;
      — попытке отстранения Хрущева от власти в 1957 г. и ее последствиях;
      — причинах роста антиправительственных выступлений в стране после 1956 г. и их влиянии на корректировку внутриполитического курса;
      — особенностях развития внутрипартийной демократии в 1953—1964 гг.
      План
      1. Похороны И. В. Сталина.
      2. Борьба за власть.
      3. XX съезд КПСС.
      4. Попытка смещения Н. С. Хрущева и укрепление его власти.
      5. События в Новочеркасске.
      6. Внутрипартийная демократизация.
      Опорные знания
      Даты и события:
      5 марта 1953 г. —  смерть И. В. Сталина
      1956 г. — XX съезд КПСС
      1962 г. — восстание в Новочеркасске
      Имена:
      И. В. Сталин, Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Г. К. Жуков.
      Понятия:
      Амнистия; реабилитация; антисемитизм; «культ личности»; репрессии; «партноменклатура»; «антипартийная группа».
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 40).
      Работа с картой
      На карте покажите Новочеркасск.
      Задания к иллюстрациям
      Какое событие изображено на фотографии на с. 68? Составьте рассказ, используя фотографию.
      На с. 70 помещена фотография маршала Г. К. Жукова. Что вы знаете об этом человеке? Чем он знаменит? Почему его в народе часто называют «спасителем Отечества»? Вместе с какими героями нашей истории обычно вспоминают этого человека? Почему?
      На с. 72 помещена фотография выступления Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС. Кто сидит в президиуме? Где проходит этот съезд? Что вы помните о докладе Н. С. Хрущева на этом съезде?
      На с. 74 изображен плакат. К какому времени он относится? Итогам какого события посвящен плакат? Из чего это видно?
      Вспомните, какие события произошли в Новочеркасске в 1962 г. Кому поставлен памятный знак, изображенный на фотографии на с. 75?
      На фотографии на с. 77 Н. С. Хрущев изображен в президиуме. Кто сидит рядом с ним? Что вам известно об этих людях?
      Работа с документами
      1) Определите по приведенному документу пределы критики «культа личности» И. В. Сталина в официальной пропаганде.

      ИЗ ДОКЛАДА «О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ» ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Н. С. ХРУЩЕВА НА XX СЪЕЗДЕ КПСС

      Если бы в Центральном Комитете партии, в Политбюро ЦК существовала нормальная обстановка, при которой подобные вопросы обсуждались бы... и взвешивались бы все факты, то этого дела не возникло бы, как не возникли бы и другие подобные дела.
      Надо сказать, что в послевоенный период положение еще больше усложнилось. Сталин стал более капризным, раздражительным, грубым, особенно развилась его подозрительность. До невероятных размеров увеличилась мания преследования. Многие работники становились в его глазах врагами. После войны Сталин еще больше отгородился от коллектива, действовал исключительно единолично, не считаясь ни с кем и ни с чем...
      Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты...
      Культ личности способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, порождал грубые нарушения внутрипартийной и советской демократии, голое администрирование, разного рода извращения, замазывание недостатков, лакировку действительности. У нас развелось немало подхалимов, аллилуйщиков, очковтирателей...
      Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности. Этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, а тем более в печать. Именно поэтому мы докладываем его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не питать врагов, не обнажать перед ними наших язв. Я думаю, что делегаты съезда правильно поймут и оценят все эти мероприятия.

      2) Используя документ, напишите сочинение-размышление на тему «СССР на пути к коммунизму».

      ИЗ ПРОГРАММЫ КПСС 1961  г.

      ...В итоге второго десятилетия (1971—1980 годы) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество...
      КПСС намечает увеличить объем промышленной продукции:
      — в течение ближайших 10 лет — примерно в два с половиной раза и превзойти уровень промышленного производства США;
      — в течение 20 лет — не менее чем в шесть раз и оставить далеко позади нынешний объем промышленного производства США.
      Для этого необходимо поднять производительность труда в промышленности в течение 10 лет более чем в два раза, а за 20 лет — в четыре-четыре с половиной раза. Через 20 лет производительность труда в советской промышленности превысит современный уровень производительности труда в США примерно в два раза, а по часовой выработке — в связи с сокращением рабочего дня в СССР — значительно больше...

      3)  Прочитайте документы. Какие мысли, чаяния советских людей они выражают? Что из их предложений было реализовано в более позднее время? Что не было сделано? Почему?

      ИЗ ПИСЬМА В КОНСТИТУЦИОННУЮ КОМИССИЮ А. П. СИДОРОВОЙ ИЗ ГОРОДА ЖДАНОВА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. 1963 г.

      При существующей практике избрания депутата из одного-единственного кандидата полностью нарушается тайна голосования (все избиратели знают еще за 1,5—2 месяца, что депутатом будет избран единственный выставленный кандидат...) фактически никакого избрания, то есть оказывания предпочтения одного другому, тут нет, а имеется только наречение, утверждение единственного кандидата депутатом; обряд утверждения в день «выборов» очень обидно отзывается на самолюбии избирателей, так как этот обряд является дорогостоящей бутафорией выборов...
      Даже у нашего антипода в США, где 60 процентов избирателей или подкуплены, или отстранены от выборов, никто не знает, кто будет избран, а у нас всякий знает. В ГДР депутат избирается из пяти кандидатов. Наш существующий способ «избрания» — один кандидат дает одного депутата — самый скверный из всех способов избрания в 130—140 государствах земли, самый антидемократический.

      ИЗ РЕЧИ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Н. С. ХРУЩЕВА НА ЗАСЕДАНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ. 16 ИЮНЯ 1964 г.

      Новая Конституция должна стать документом международного значения, образцом, примером, вдохновляющим народы на борьбу за свое светлое будущее.
      Первое. Новая Конституция будет принята в условиях полной и окончательной победы социализма в нашей стране, она станет Конституцией общенародного социалистического государства. Должны быть сформулированы принципы народовластия, отражены ведущая роль рабочего класса в жизни общества, положение личности в социалистическом обществе.
      Поэтому Конституция не может ограничиться изложением лишь основ построения государства и его органов. В социалистическом обществе важную роль в управлении общественными делами играют наряду с социалистическим государством также Коммунистическая партия, общественные организации. В Конституции должна найти широкое отражение и руководящая роль Коммунистической партии, и роль общественных организаций в государственной жизни, и вопросы руководства экономическим строительством. Словом, новая Конституция должна быть основным законом государства и общества.
      Второе. Мы записали в Программе партии важное положение: «Все во имя человека, для блага человека». Это принципиальное положение, это коренная основа марксизма-ленинизма. Видимо, надо, чтобы этот коммунистический принцип нашел полное отражение в проекте новой Конституции. Может быть, следует ввести специальный раздел «Общество, личность и государство», в котором надо зафиксировать и те права, которыми уже пользуются советские люди, но которые не записаны в действующей Конституции, и те, которые мы можем гарантировать впервые.
      Третье. Новая Конституция, поскольку она будет первой Конституцией общенародного социалистического государства, должна точно и полно отразить этот факт исторического значения. Не просто вывеска изменилась, а произошли и происходят действительно существенные изменения в характере нашего государства, а следовательно, в построении государственных органов, в методах их деятельности.
      Прежде всего следует хорошенько подумать об активизации всей деятельности Советов, о повышении роли Советов, их постоянных комиссий, а также депутатов Советов.
      О самом названии Советов.
      Не правильнее ли именовать Советы, скажем, Народными Советами? Одни товарищи считают, что такое название лучше отразит новую социальную структуру нашего общества, его социальное и идейно-политическое единство. Другие товарищи считают, что правильнее, исходя из тех же соображений, именовать Советы — Советами трудящихся.
      Четвертое. В ныне действующей Конституции, как известно, экономическим вопросам отведено очень мало места. Может быть, надо сделать специальную главу в Конституции, в которой наряду с характеристикой форм социалистической собственности, принципов распределения материальных благ определить основы социалистического хозяйствования, планирования, управления народным хозяйством.
      Необходимо специально подчеркнуть большую роль Верховного Совета и других Советов в руководстве социалистической экономикой.
      Пятое. Мы уже пошли на довольно значительное расширение прав союзных республик, и это надо отразить в проекте новой Конституции. Вопросы ленинской национальной политики и национально-государственного строительства требуют серьезного внимания.
      В действующей Конституции вопросам культуры, науки, образования, как говорится, не повезло. О них почти ничего не говорится. Надо этот недостаток устранить и в полной мере конституционно закрепить ту огромную деятельность, которую осуществляют советское государство и наша партия в области культурного строительства.
      И еще один важный вопрос, который также не нашел надлежащего отражения в действующей Конституции.
      Речь идет о вопросах внешней политики и международных отношений. Значение целей и принципов внешней политики Советского Союза нам известно. Такие принципы, как защита всеобщего мира и международной безопасности, братский союз с социалистическими странами, укрепление дружбы с молодыми национальными государствами, мирное сосуществование со странами с различным общественным строем, — все это надо соответствующим образом сформулировать в новой Конституции.

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      Как после прихода к власти Н. С. Хрущева должна была измениться внешняя политика СССР? Составьте возможный прогноз в виде диаграммы. Аргументируйте свои предположения.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Коллективное руководство не могло продержаться долго, поскольку несколько человек явно претендовали на единоличное правление.
      Никто из боровшихся за власть не призывал к безоговорочному продолжению прежней «жесткой» политики, наоборот, все говорили о реформах, о смягчении режима, о его гуманизации. Первым роль реформатора попытался взять на себя Л. П. Берия, для многих олицетворявший прежний репрессивный курс.
      Активная деятельность Берии вызвала настороженное отношение к его «нововведениям» со стороны Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева. Инициативу устранения Берии взял на себя Хрущев.
      Теперь соперником Хрущева в борьбе за высший пост в государстве стал Маленков, один из выдвиженцев и ближайших помощников И. В. Сталина в военные и послевоенные годы.
      Подход Хрущева был гораздо ближе и понятнее партийным кадрам, чем новации Маленкова. Опираясь на подконтрольный ему партийный аппарат, он начал борьбу за единоличную власть. Маленков вынужден был в феврале 1955 г. подать в отставку с поста председателя правительства (он стал министром энергетики). Председателем Совета Министров был утвержден Н. А. Булганин, министром обороны назначен близкий в то время к Хрущеву Г. К. Жуков.
      Массовым процесс реабилитации репрессированных стал после XX съезда КПСС, состоявшегося 14—25 февраля 1956 г. В последний день этого съезда на закрытом заседании Хрущев выступил с «секретным» докладом, в котором обвинил Сталина в многочисленных преступлениях и нарушениях законности, в отходе от «ленинских принципов руководства». При этом не затрагивалась суть созданной Сталиным системы, а многие его жестокие действия (коллективизация, беспощадная борьба с внутрипартийной оппозицией) считались оправданными. Стремление свести проблему к особенностям характера Сталина, представить массовые репрессии исторической случайностью было еще заметнее в опубликованном постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г., где преступления сталинского режима критиковались куда менее жестко, чем в эмоциональном докладе Хрущева.
      В 1956—1957 гг. были отменены решения о высылке немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар, репрессированных в 1941—1944 гг. Постановлениями ЦК КПСС от 24 ноября 1956 г. были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев.
      Несомненно, прекращение массовых репрессий было благом для всех жителей СССР. Однако исчезновение постоянного давления на элиту привело к тому, что стали формироваться никому не подконтрольные высшие слои общества («партноменклатура»).
      Часть партийных руководителей считали, что критика советского строя, завуалированно звучавшая в докладе Н. С. Хрущева на XX съезде, способна постепенно подорвать и разрушить страну. Особое недовольство политика Хрущева вызывала у Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича. На заседании Президиума ЦК 18—21 июня 1957 г. они предприняли попытку отстранения Хрущева от руководства партией, обвинив его в отходе от принципов коллективного руководства, игнорировании мнения членов Президиума ЦК, грубости и пренебрежительности в общении с членами Президиума ЦК. Однако сделать это им не удалось.
      Постепенная демократизация советского общества при Хрущеве шла неравномерно. Критика Сталина, начатая на XX съезде, резко активизировалась в начале 60-х гг. На XXII съезде КПСС было решено вынести тело Сталина из Мавзолея на Красной площади; города и другие населенные пункты, носящие имя бывшего советского лидера, переименовать. Даже Сталинград, несмотря на то что Сталинградская битва уже вошла в историю как знаковое событие Второй мировой войны, был назван Волгоградом.
      В то же время любые несанкционированные выступления против власти Коммунистической партии и вообще порядков, установленных в СССР, подавлялись. Наиболее жестокий конфликт между гражданами и властью произошел в городе Новочеркасске Ростовской области.
      Реальная демократизация в период правления Хрущева ограничилась рамками одной Коммунистической партии. Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал чаяния большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности. Отстранив от власти Молотова и его сподвижников, а также ликвидировав угрозу со стороны маршала Жукова, Хрущев установил внутри КПСС своего рода ограниченную демократию. Эта система оказалась куда более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха».
      Непредсказуемая политика, слишком сильно зависящая от эмоционального настроя и личных взглядов Хрущева, стала тревожить многих руководителей страны.
      Дополнительная литература
      Берия С. Л. Мой отец — Лаврентий Берия. — М., 1994.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
      Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964. — М., 1993.
      Медведев Р. А. Они окружали Сталина. — М., 1990.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
      Президиум ЦК КПСС. 1954—1964. — М., 2004.
      Судоплатов П. А. Разведка и Кремль. — М., 1998.
      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.

      Домашнее задание: § 5.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1307 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0