Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 12:22:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Советское общество в первые послевоенные годы

     Цель урока: показать влияние войны на состояние советского общества, его жизненные ценности, духовный мир, развитие новых культурных процессов.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — причинах духовного подъема первых послевоенных лет;
      — отношениях государства и Церкви после окончания войны;
      — противоречивом отношении властей к развитию советской культуры в первые послевоенные годы, истоках этого подхода;
      — причинах и проявлениях идеализации советской действительности в послевоенном кинематографе, литературе, живописи;
      — особенностях городской жизни советских людей;
      — новых видах организации досуга;
      — сложной жизни послевоенного советского села.
      План
      1. Духовный подъем первых послевоенных лет.
      2. Государство и религия.
      3. Политика властей по отношению к культуре.
      4. Идеализация советской действительности.
      5. Городская жизнь советских людей.
      6. Отдых и развлечения.
      7. Жизнь на селе.
      Опорные знания
      Даты и события:
      Август 1946 г. — постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"»
      1949 г. — начало перехода к обязательному семилетнему образованию
      Декабрь 1947 г. — отмена карточной системы
      Имена:
      Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, патриарх Алексий I, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Е. С. Варга, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау.
      Понятия:
      «Общество надежд»; «ленинградское дело»; «апогей сталинизма».
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 38).
      Задания к иллюстрациям
      Укажите, кто изображен на фотографии на с. 55. О чем говорит эта фотография? Почему, на ваш взгляд, у изображенных на ней людей такие грустные лица? Чем можно объяснить возрастной состав сфотографированных людей?
      Что изображено на репродукции картины Т. Яблонской «Хлеб» на с. 59? Каково настроение главных героев? Чем вы можете его объяснить?
      На с. 59 помещена афиша к кинофильму «Кубанские казаки». О чем этот фильм? Кто изображен на переднем плане плаката? Как был воспринят этот фильм в народе?
      Составьте рассказ на основании фотографии на с. 61 (вверху).
      О чем свидетельствует фотография «В коммерческом магазине в Ленинграде» на с. 61? Почему на фотографии так мало покупателей? Во что они одеты? К каким категориям населения они могут быть отнесены?
      Составьте рассказ на основании помещенной на с. 62 фотографии «В обеденном зале столовой завода». Кто изображен на фотографии? Почему эти люди так одеты? К каким категориям работников на заводе они могут принадлежать?
      Посмотрите на фотографию на с. 63 «Футбольный матч». Что свидетельствует о популярности у населения этого вида спорта в послевоенные годы? Чем такой интерес можно объяснить?
      Рядом с этой фотографией помещен кадр из фильма «Молодая гвардия». Какой подвиг совершили молодогвардейцы? Кто исполнял главные роли в фильме? В каких еще фильмах снимались эти артисты?
      Работа с документами
      1) Выскажите свое мнение о характере взаимоотношений власти и работников кинематографа в послевоенном СССР, используя документы.

      ПИСЬМО КИНОРЕЖИССЕРА С. М. ЭЙЗЕНШТЕЙНА И. В. СТАЛИНУ. 14 МАЯ 1946 г.

      Дорогой Иосиф Виссарионович!
      Я до сих пор не писал Вам, чувствуя и зная, как сильно Вы заняты и перегружены серьезнейшими государственными делами.
      Однако, поскольку меньшей нагрузки для Вас в ближайшее время вряд ли предвидится, я все-таки берусь написать Вам.
      Дело идет о второй серии фильма «Иван Грозный».
      Мы настолько торопили его завершение к началу этого года, что в момент окончания фильма (февраль с. г.) сердечные спазмы, появившиеся у меня от переутомления, в свою очередь, завершились сердечным припадком (инфаркт) — и вот я уже четвертый месяц лежу в больнице.
      Сейчас опасность миновала, и в ближайшее время я перехожу на санаторный режим. Физически я сейчас поправляюсь, но морально меня очень угнетает тот факт, что Вы до сих пор не видели картины, уже готовой в течение нескольких месяцев, — и в особенности потому, что Вы так доброжелательно отнеслись к первой серии.
      К этому прибавляются еще всякие неточные и беспокоящие сведения, доходящие до меня, о том, что «историческая тематика» будто бы вообще отодвигается из поля внимания куда-то на второй и третий план.
      Очень Вас прошу поэтому, дорогой Иосиф Виссарионович, если Вы найдете кусочек свободного времени, посмотреть эту мою работу и разрешить мое беспокойство и тревоги.
      Картина является второй частью задуманной трилогии о царе Иване — между первой серией, которую Вы знаете, и третьей, которая еще должна сниматься и будет посвящена Ливонской войне.
      Чтобы оттенить оба этих широких батальных полотна — данная серия взята в более узком разрезе: она внутримосковская и сюжет ее строится вокруг боярского заговора против единства Московского государства и преодоления царем Иваном крамолы. Простите, что беспокою Вас своею просьбой.

      ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. В. СТАЛИНА ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА. 1946 г.

      ...Наши мастера, постановщики, режиссеры, мало работают над предметом... Их безответственность доходит до преступности.
      ...Пудовкин, способный, толковый режиссер, взялся ставить фильм о Нахимове... Показал два-три бумажных корабля, балы, танцы, разные встречи и еще раз танцы. Получился фильм о танцах с эпизодами о Нахимове.
      ...Недавно была выпущена вторая серия фильма «Иван Грозный»... Эйзенштейн в ней плохо показал опричнину. Это собрание дегенератов, что-то вроде американского ку-клукс-клана. Опричники — это было войско Ивана Грозного, которое он собрал для борьбы с боярами и князьями. Сам Грозный был энергичен, с сильной волей и характером, а у Эйзенштейна он получился слабохарактерным, слабовольным, что-то вроде Гамлета. Эйзенштейн думал, что если он поставит марку «Я — Эйзенштейн», то это заменит все и покроет все недостатки. Какое дело нам до вашего формализма. Нам нужны хорошие произведения.
      ...«Большая жизнь». В картине нет последовательности. Авторы хотели в ней угодить всяким вкусам. Кто любит гармошку с ресторанными песенками, там это есть. Кому нужны любовные похождения, они там есть. Кто любитель выпивки, там это тоже есть. Тема восстановления тоже есть там, но она занимает всего лишь одну восьмую часть фильма... Показано все отсталое, все основано не на механизмах, а на мускульной силе. И типы людей не те даны — отсталые.
      Я подсчитал, сколько времени надо, чтобы показать фильм по всей стране при хорошем тиражировании копий. Получается, что в течение одного месяца... Значит, нам надо двенадцать фильмов в год производить. Не больше... Но все фильмы должны быть направленными, иметь четко обозначенную цель. Как передовые статьи в «Правде»... тогда не появится идейно неверных произведений... Чтобы не было ошибок в выборе тем для фильмов, чтобы не проходили ненужные вещи, я сам буду смотреть сценарии...

      2) Опишите, используя документ, переживания М. М. Зощенко в связи с выходом постановления ЦК КПСС с критикой в его адрес.

      ИЗ ПИСЬМА М. М. ЗОЩЕНКО И. В. СТАЛИНУ. 26 АВГУСТА 1946 г.

      Прошу мне поверить, я ничего не ищу и не прошу никаких улучшений в моей судьбе. А если и пишу Вам, то с единственной целью несколько облегчить свою боль. Я никогда не был литературным пройдохой или низким человеком, или человеком, который отдавал свой труд на благо помещиков и банкиров. Это ошибка. Уверяю Вас.

      3) Сформулируйте главные идеологические приоритеты советского руководства в культурной сфере.

      ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СЕКРЕТАРЯ ЦК ВКП(б) А. А. ЖДАНОВА НА СОВЕЩАНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. ЯНВАРЬ 1948 г.

      У советских композиторов две в высшей степени ответственные задачи. Главная из них — развивать и совершенствовать советскую музыку от проникновения в нее элементов буржуазного распада. Не надо забывать, что СССР является подлинным хранителем общечеловеческой цивилизации и культуры против буржуазного распада и разложения культуры. Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, желающих в несерьезных и диких стремлениях променять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства.

      4) Представьте, как проходила повседневная жизнь обычных людей. Определите проблемы, трудности, настроения.

      ИЗ СУЖДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ О ПОСЛЕВОЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ И О ЖИЗНИ В СССР

      Государство напрасно тратит средства на выборы, все равно оно проведет тех, кого захочет. (П. И. Чепко, Воронежская обл.)
      У нас в стране нет никакой свободы слова, если я сегодня что-нибудь скажу о недостатках в работе советских органов, то меня завтра же посадят в тюрьму. (Михайлов, Новгородская обл.)
      Как пережить трудности, когда не хватает денег на то, чтобы выкупить хлеб? (Петрова, работница, Москва.)
      Хотя и трудно будет жить низкооплачиваемым рабочим, но наше правительство, партия никогда ничего плохого для рабочего класса не делали. (Прокопович, грузчик, Сталинская обл.)

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      1. Найдите примеры, иллюстрирующие соперничество советских ученых с научным сообществом других стран в рассматриваемый период. Представьте информацию в виде схемы.
      2. Какие отрасли советской промышленности стали развиваться благодаря росту производства кинофильмов в стране? Обоснуйте ответ. Отразите свои размышления в виде диаграммы отношений.
      3. Какие отношения установились с властью у официальных религиозных конфессий в СССР? Определите положительные и отрицательные (для конфессий) результаты такого сотрудничества. Составьте сравнительную таблицу.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Победа в войне с фашизмом укрепляла в советском обществе надежды на лучшую, счастливую жизнь. Великие жертвы и лишения военного времени открывали для тех, кто выстоял, преодолел и победил, путь в светлое будущее. Гордость за свою страну и вера в неисчерпаемые возможности человека определяли оптимистический настрой советского общества послевоенных лет. Война во многом изменила мироощущение людей. Появилась, как казалось, и возможность жить в согласии с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Тем более что миллионы солдат-освободителей побывали в Европе и видели во многом иную, далекую от создававшейся довоенной пропагандой жизнь людей. В изменениях духовного климата виделись и предвестия перемен в жизни страны. В кругах интеллигенции крепли надежды на ослабление идеологического диктата над художественным и научным творчеством. Советское общество первых послевоенных лет было «обществом надежд».
      Основания для оптимизма многим гражданам СССР давало и начавшееся улучшение отношений между властями и Русской православной церковью. В годы войны авторитет Церкви заметно вырос. Увеличилось и число верующих (по данным переписи 1937 г., которые не были в то время преданы огласке, верующими были, несмотря на жестокие гонения на Церковь, более половины населения страны). Война помогла многим ощутить свою связь с Богом.
      Власти рассчитывали использовать авторитет Церкви в политических целях, в борьбе за усиление влияния в Европе и мире. В частности, предполагалось созвать в Москве Вселенский собор автокефальных православных Церквей и подготовить задуманный еще весной 1945 г. созыв всемирной конференции христианских Церквей, которая могла бы противостоять влиянию Ватикана. Но этим планам в условиях быстрого наступления «холодной войны» не суждено было воплотиться в жизнь.
      Как и в довоенные годы, «передовым рубежом» идеологической борьбы стала сфера науки и культуры. Особое внимание уделялось литературе, кинематографу, музыке — тем областям художественного творчества, которые оказывали непосредственное влияние на формирование сознания населения и духовного климата в обществе. Для того чтобы указать деятелям культуры на их «место в рабочем строю» (по выражению В. В. Маяковского), был избран путь разгромных постановлений партии и правительства по вопросам культуры и искусства.
      Жесткое следование идеологическим установкам больно ударило по ряду направлений отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е. С. Варга и др.), историки и философы, физики (Л. Д. Ландау, П. Л. Капица и др.). В науку по-прежнему переносились «классовые» оценки. В некоторых случаях (генетика, кибернетика, исследования мировой экономики) эти нападки привели к закрытию целых научных направлений или существенному ограничению исследований.
      Вместе с тем после войны стремительно восстанавливалась сеть научных учреждений, объем вложений в науку увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,5 раза, выросли престиж научных профессий и оплата труда ученых.
      Внедрение научных достижений в промышленность было важным ресурсом восстановления разрушенного войной хозяйства, но квалифицированных кадров катастрофически не хватало. В 1949/50 учебном году страна перешла к обязательному семилетнему образованию.
      Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же время в возвращавшемся к мирной жизни обществе, жившем в обстановке скудного послевоенного быта, остро ощущалась потребность в радости и красоте. Огромной популярностью пользовались отражавшие этот настрой произведения. Символами эпохи стали монументальные общественные сооружения — вестибюли Московского метрополитена (станция «Комсомольская» (кольцевая), архитекторы А. В. Щусев и др., художник П. Д. Корин), знаменитые высотные здания, постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г. Осуществление этих и многих других грандиозных проектов должно было свидетельствовать о незыблемости социалистического строя и величии духа народа-победителя.
      В этот период зримое воплощение культа личности достигло своего пика: изображения Сталина были повсюду, без цитирования его трудов и многократного упоминания его имени практически не обходились книги, статьи, радиопередачи. Сама фигура вождя уже при жизни превратилась в мифологическую.
      Послевоенный период отмечен быстрым ростом городского населения за счет притока на предприятия промышленности молодежи из села. В эти годы деревня ежегодно теряла около 2 млн работников. Городу требовались рабочие руки, но далеко не всех он мог обеспечить приемлемым жильем. Целые города приходилось отстраивать заново. В ходе восстановительных работ приоритет отдавался производственным объектам, финансирование же жилищного строительства осуществлялось по остаточному принципу.
      Медленно, но возрастал уровень жизни людей и реальной заработной платы. Были восстановлены отмененные в годы войны отпуска и 8-часовой рабочий день. Но очень многие продолжали трудиться вне установленных графиков, часто до глубокой ночи и без выходных, самоотверженно работая на восстановление страны.
      Власти уделяли немалое внимание сфере досуга. Все официальные праздники отмечались массовыми мероприятиями. Самой демократичной и доступной формой досуга был поход в кино.
      Жизнь в деревне была гораздо беднее городской. Первые годы после войны многие крестьяне на разоренных войной землях жили в сараях и землянках.
      Жизненный уровень советского общества оставался ниже, чем во многих европейских странах. Но настрой людей определяла гордость за свою страну — победителя фашизма и твердая уверенность в том, что недалекое будущее принесет перемены к лучшему.
      Дополнительная литература
      Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945—1964. — М., 1993.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
      Москва послевоенная. — М., 1999.
      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.

      Домашнее задание: § 4.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 3180 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0